Title | Антропология боли в перформативных практиках Джины Пан: от сакральной традиции к провокации | ||||||||
Author | Берест В. А. | berest_va@rudn.university | |||||||
About author | Берест Валерия Адлеровна — старший преподаватель. Российский университет дружбы народов, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, Москва, Российская Федерация, 117198. | ||||||||
In the section | Теория искусства | DOI | 10.18688/aa200-4-58 | ||||||
Year | 2020 | Volume | 10 | Pages | 206–214 | ||||
Type of article | RAR | Index UDK | 7.01, 7.011.22 | Index BBK | 85.1 | ||||
Abstract |
Французская художница Джина Пан (1939–1990) является одной из первых пред-ставительниц так называемого «телесного искусства». Основной темой её перформансов становятся боль и телесные травмы. Концепт боли находит отражение в искусстве на протяжении столетий: от изображений страданий на средневековых фресках до радикального перформанса XX в., испытывающего границы человеческого тела. Феномен боли имеет сложный и комплексный характер,хотя в исследованиях она чаще всего рассматривается именно в контексте медицинской практики. По мнению немецкого философа Дитмара Кампера, боль и страдания становятся новым опытом, позволяющим восстановить функции воображения и расширить возможности восприятия и отображения реальности. Для Джины Пан боль — средство социально-политического высказывания, обязательный элемент самопожертвования во имя Другого. Её художественная практика интенциональна, а субъектом выступает обобщённый образ Другого. Она выстраивает особую образную систему, в которой мотив святого, переживающего особое состояние очищения через призму телесных страданий во имя Другого, становится основополагающим. Перформанс — единственный возможный медиум, переносящий боль одновременно и в область видимого, и в область чувственного. Тело художника становится референтом переживания боли. Перформанс интегрирует боль в реальность,способствуя принятию травм и страданий. Значительная часть работ Джины Пан основывается на библейских сюжетах, житиях святых и сказаниях о мучениках. Мотив Креста, страдающее тело мученика, жертвенность образуют серию ссылок и знаков, характеризующих её художественный язык. В своих творческих практиках Джина Пан балансирует между возможностями перформанса и воплощения феноменологического тела художника, с одной стороны, и возможностями визуальной репрезентации ключевых аспектов перформативного акта, с другой, где материальное воплощение — фотографические снимки с чётко выверенной позицией видения, становятся самостоятельным элементом воздействия и манипуляции. |
||||||||
Keywords | |||||||||
Reference | Берест В. А. Антропология боли в перформативных практиках Джины Пан: от сакральной традиции к провокации // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 10. Ed: A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — Lomonosov Moscow State University / St. Petersburg: NP-Print, 2020, pp. 206–214. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-4-58 | ||||||||
Full text version of the article | Article language | russian | |||||||
Bibliography |
|