Щетинина Наталия Владимировна
СПбГУ, РФ
В начале лета 2013 г. в нью-йоркской галерее открылась выставка одной из последних серий художественных работ Джеффа Кунса «Gazing ball». Серия представляет собой набор скульптур, выполненных из неокрашенного гипса. Большая часть работ – копии античной скульптуры. Фавн Барберини, Антиной, Диана, Геракл Фарнезе и несколько китчевых образов в виде снеговика, ангелочка, почтовых ящиков.
Скульптуры воссозданы в мельчайших подробностях со сколами и шероховатостями. Но их размеры преувеличены, так, например, бюст Антиноя отлит высотой ок. 1,5 м. Каждую из скульптур Кунс дополнил сияющим голубым шаром. Gazing ball – часто встречающийся атрибут американских садов, несёт ту же функцию, что и садовые гномы и прочие украшения, которые принято относить к китчу. Творчество Джеффа Кунса в последние десятилетия тесно связано с китчевыми образами, которые художник стремится внести в контекст т.н. высокого искусства. Кунс заимствует каждый раз известный всем образ, воссоздаёт его в мельчайших подробностях в некоем новом контексте. Этот контекст складывается из набора поп-объектов и объектов искусства, будь то ссылки на Дюшана, Уорхола или Гюстава Курбе. Впервые Кунс обращается к античному наследию в 2009 г. в серии «Antiquity», где исследует образы античной скульптуры, апроприируя их, т.е. перенося без изменений в новый контекст. В серии «Gazing ball» художник рассматривает вопросы восприятия традиции и взаимоотношения современного массового зрителя с классическим искусством. Разговаривая сегодня со зрителем, Джефф Кунс апеллирует не к его осведомлённости в истории искусства, а к его способности «узнавать» и тем самым чувствовать сопричастность искусству, не переживая о собственном невежестве. Китчевые шары, покоящиеся на идеально-гладких белоснежных телах, есть элемент первого, моментального узнавания. Бытовой предмет обыденной жизни обращён не только к каждому посетителю выставки, но к каждому садоводу, во дворе у которого стоит точно такой же шар с зеркальной поверхностью. Эта трансгрессивность разрушает пределы классического искусства и его восприятия. По сути автор констатирует отсутствие разделения на т.н. высокое и низкое искусство (или выражает своё желание снять это разделение). Он обезвреживает информационно насыщенные классические образцы с помощью обыденного китчевого предмета.
In 2013 at the beginning of the summer the exhibition of series of works made by Jeff Koons was unveiled in one of the New York galleries. The «Gazing ball» series represents sculptures made of uncoloured plaster. Most of them are copies of the Greco-Roman sculpture. They are Barberini Faun, Antinous, Diana, Farnese Hercules and several kitsch-like images of snowman, angel, postboxes.
All the sculptures were scrupulously recreated with minute details like chips and unevenness. Their size is made bigger than that of originals, for instance, the Antinous bust is about 1,5 m in height. Koons added a shiny blue sphere to every sculpture of the series. Gazing balls can be frequently seen in gardens and have the same function as the garden gnomes and other decorations, that is usually regarded as kitsch. For the last two decades in his art Jeff Koons has used kitsch images trying to put them into the context of so-called high art. Every time the artist appropriates a well-known image, he recreates it carefully in the new context. This context is formed by the set of pop-items and art-objects like those of Duchamp, Warhol or Gustave Courbet.
For the first time J. Koons referred to the Greco-Roman art in 2009 in the «Antiquity» series, in which he examines images of the antiquity statuary by the means of appropriation, i.e. transfer- ring images to the new context without any transformation applied to them. In the «Gazing ball» series the artist looks upon the problems of perception of the tradition by spectator. Also he considers the relationships between today’s viewer and classical art. Talking to the spectator, Jeff Koons appeals rather to his/her ability of recognition, not to the awareness of art history, so the viewer could feel the belonging to the art without feeling guilt for his/her ignorance. Blue balls lying on the blazing white casts are the element of the first recognition that comes immediately. The domestic item addresses not only to every visitor of the exhibition but to any person that has identical mirrored ball at his yard. Such transgression burst the boundaries of the classical art and its perception. In effect the author states the absence of division between so-called high and low art or expresses his intention to remove this division. He neutralizes classical imagery overflowed with information with the help of common kitsch object.