Actual Problems of Theory and History of Art

ЗАВОРИНА МАРИЯ ЛЕОНИДОВНА (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Российская Федерация), АБАЕВА МАРИЯ ВИКТОРОВНА (Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Российская Федерация). Актуальное религиозное искусство: проблема взаимоотношения религии и искусства в контексте дискурса метамодернизма

MARIA ZAVORINA (Lomonosov Moscow State University, Russian Federation), MARIA ABAEVA (Lomonosov Moscow State University, Russian Federation). Contemporary Religious Art in Russia: the Issues of the Relationship of Religion and Art in the Metamodernism Discourse              

На протяжении всей истории человечества основным предметом искусства была религия, отражающая культурные убеждения и обычаи тех или иных представителей. Статус религиозного искусства связан с определением природы и характера соотношения искусства и религии. Дискурсы и нарративы XXI в., подстегнутые философией постмодерна, продолжают трансформировать многовековые взаимоотношения религии и искусства в сторону игрового и десакрализованного начала.

 Религиозная тема в искусстве России рубежа ХХ – XXI веков — сложное и малоисследованное явление. Интерес к ней у художников, зрителей и критиков велик, а реакции — весьма противоречивы. Основная проблема современного религиозного искусства заключается в преодолении антитезы традиционное — современное: с одной стороны, в XX в религия была вытеснена из системы ценностей, с другой, христианское искусство — многовековая традиция и основа всей русской культуры. Современное церковное искусство, как правило, сводится к копированию традиционных образцов, а попытки его переосмысления в соответствии с постмодернистской парадигмой приводили к десакрализации образа, девальвации смысла, кощунственным и провокационным работам.

 Устремленность к поиску нового художественного языка, новой выразительности достигается за счет пересмотра подходов репрезентации и изменении отношений между образом и реципиентом. В этом контексте интересным представляется опыт выставочного проекта «После иконы» — авторов с академической выучкой, что проявляется в частности в выборе традиционных жанров церковного искусства: скульптура, икона и мозаика. Работы участников объединения демонстрируют разные подходы: наследование одновременно церковной традиции и авангарду, трансляция христианских образов и символов в новые формы, обращение к традиционным техникам мозаики и фрески. Общая идея заключается в отказе от копирования древних образцов в пользу художественного поиска в границах, очерченных каноном церковного искусства. Особое значение уделяется теме среды, в которую помещают образы: это не только пространство галерей, но и стрит-арт как новое выражение народности, и пространство заброшенных церквей как обращение к теме утраченного национального наследия.

Разрешение теоретической проблемы актуального религиозного искусства возникло в момент самоопределения искусства как такового. Следовательно, ее разрешение находится в широкой области философии религии. В связи с этим авторам представляется ключевым выявление механизма репрезентации, специфики художественного языка актуального религиозного искусства на примере проекта «После Иконы» и его интеграция в культуру третьего тысячелетия.

современное религиозное искусство, метамодернизм, дискурс

contemporary religious art, metamodernism, discourse