Actual Problems of Theory and History of Art

КОНОВАЛОВА НИНА АНАТОЛЬЕВНА (Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства, Российская Федерация). Поиски путей самоопределения японской архитектуры в начальный период эпохи Мэйдзи: двойная смена вектора развития

NINA KONOVALOVA (Research Institute of Theory and History of Architecture and Urban Planning, Russian Federation). The Searches of Self-Identification in Japanese Architecture during the First Period of Meiji Era: Double Change of Development Vector

После двухвековой самоизоляции, в Японии началась так называемая реставрация Мэйдзи (1868 год) — правительство открыло границы страны и стали возможны первые контакты с иностранцами. В первое десятилетие Мэйдзи правительством была объявлена политика «цивилизованности и просвещения». В этот период быстрого заимствования всего западного ни одна сфера искусства не осталась в стороне, достаточно ярко отражая все, что касалось восприятия, осмысления и принятия новой культуры. Архитектура в этом процессе играла одну из ведущих ролей, становясь катализатором выхода японцев на уровень развитых европейских стран.

Так, за короткий срок в культуре складывается новая система ценностей. Западная цивилизация воспринимается как высокая, красивая, передовая, прогрессивная, а национальная культура Японии оценивается как низкая и отсталая.

Однако всего через 20 лет ситуация полностью меняется. В докладе делается попытка выявить конкретные примеры, доказать и обосновать, что уже с начала 1880-х гг. в японской культуре всепоглащающая ориентация на Запад начинает терять свою популярность, а националистические тенденции усиливаются. Хотя в стране и продолжают работать европейские архитекторы (также как и специалисты других профессий), состоящие на службе у государства, но все чаще в Японии начинают проявляться тенденции, направленные на сохранение собственных национальных школ. По внушительному ряду примеров можно сделать вывод, что в 1880-е гг. в Японской архитектуре остро встает вопрос самоопределения, поиска национальной идентичности. Можно аргументировано доказать, что в это время снова меняется вектор развития культуры в сторону отхода от западных ценностей к актуализации традиций собственной культуры.

Доклад посвящен раскрытию причин и внутренних механизмов двойной смены векторов развития японской культуры — от национальных ценностей к тотальной европеизации и обратно — к осознанию и актуализации ценности своей культуры, происходивших в течение двух десятилетий, с 1868 по конец 1880-х гг.

Исследование выполнено в рамках Плана фундаментальных научных исследований РААСН и Минстроя России на 2020 г.

японская архитектура новейшего времени, реставрация Мэйдзи, европеизация Японии, павильоны Японии на Всемирных выставках, культурные ценности

contemporary Japanese architecture, Meiji restoration, europeization of Japan, Japanese pavilions at World exhibitions, cultural value