Actual Problems of Theory and History of Art

НАЛИМОВА НАДЕЖДА АНАТОЛЬЕВНА (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Российская Федерация), ДЕДЮЛЬКИН АНТОН ВЛАДИМИРОВИЧ (Южный федеральный университет, Российская Федерация). «Они радуются войне, как пиршеству». Конструирование образа в греческом парадном доспехе IV в. до н.э.

NADEZDA NALIMOVA (Lomonosov Moscow State University, Russian Federation), ANTON DEDYULKIN (South Federal University, Russian Federation). “They Rejoice the War like a Feast.” The Image Construction in the Greek Parade Armor of the 4th Century BC.

Классическому и эллинистическому парадному вооружению посвящены многочисленные работы разного характера, однако анализ даже наиболее выдающихся в художественном отношении предметов вооружения нечасто уходит в сферу искусствоведческой проблематики.

В докладе на примере группы роскошно украшенных доспехов IV – III вв. до н.э. будет сделана попытка интерпретации предмета вооружения как сконструированного художественного образа. Значительный интерес в этом отношении представляют шлемы т.н. группы Конверсано, «изображающие» персонажей дионисийского фиаса, и панцирь из Лаоса, представляющий торс Эрота. В их формах и декоре использованы стилизованные анатомические элементы, предметы одежды и украшения, не только реальные, но и фантастические, что предполагает идею некоего мифологического преображения носителя такого доспеха. Данная группа памятников давно привлекла внимание ученых (Э. Кюнцля, П.Дж. Гуццо, Д.П. Алексинского, Р. Граэльс и Фабрега), которые, в том числе, обращали внимание на необычный декор и вполне обоснованно интерпретировали его в русле дионисийской образности. Поддерживая и продолжая эту линию, авторы доклада представят более детальный анализ пластических компонентов вооружения, оценивая их формальные и стилистические свойства, иконографические особенности, семантический строй. Выбранный ракурс позволит подойти к доспеху как к произведению пластического искусства. Специфика лишь в том, что в создании образа в данном случае участвует сам его носитель (владелец), в большинстве случаев нам неизвестный, чей облик и ход мыслей должен быть по-возможности реконструирован. Кто могли быть эти заказчики и чьи образы они на себя примеряли? Частью какого действа были подобные «костюмированные» вещи? Эти вопросы выводят нас к более широкому феномену перевоплощения, театрализации, мифологизации реальности в позднеклассическом и эллинистическом искусстве.

Отдельный интересный сюжет представляет рецепция греческого парадного доспеха во Фракии и Лукании. По мнению авторов, группа фракийских шлемов, а также некоторые трехдисковые италийские панцири появляются в результате переосмысления и воплощения в рамках местных художественных традиций «костюмированных» доспехов Македонии и Южной Италии.

Македония, Южная Италия, Фракия, парадный доспех, дионисийская образность

Macedonia, Southern Italy, Thrace, parade armor, Dionysiac imagery