Actual Problems of Theory and History of Art

Начало XIV века было ознаменовано интенсивными контактами Сербии с Византией. Новые тенденции искусства эпохи Палеологов нашли свое отражение в сербской живописи того времени. В этот период византийские художники проявляют особый интерес к античному наследию, в частности, обращаясь к языку персонификаций. Наделение идей и явлений антропоморфным обликом было свойственно античному миру и проникло в средневековую христианскую культуру.
Церковь Богородицы Левишки в Призрене (1307–1313), находящаяся на территории Косово, была построена и расписана первоклассными греческими мастерами по заказу сербского короля Милутина, при котором политическая и духовная жизнь страны во многом была ориентирована на Византию. Живописцы Михаил Астрапас и Евтихий были приглашены им из Фессалоник, ―города, который был посредником в распространении греческой художественной традиции на территории Сербии.
Живопись Левишки изобилует античными элементами, и рассмотреть их в полном объеме вряд ли возможно. В данном докладе мы остановимся на наиболее ярких примерах античных заимствований, которые встречаются в росписях экзонартекса. Так, на склонах арки, венчающей вход в экзонартекс, изображены две крылатые женские фигуры, рядом с которыми прочитываются надписи: «истина придет» и «тень удалится» (строки Рождественского тропаря). Одна фигура держит перевернутый потухший факел. Речь идет о персонификации Ночи, символизирующей в данном случае Ветхий Завет. Другая несет сияющий диск на высокой рипиде с изображением Христа Эммануила и являет собой День, истину Нового Завета. Примеры подобных персонификаций в античных памятниках и византийских миниатюрах будут рассмотрены в настоящем докладе.
В сцене «Крещение», представленной на центральном своде экзонартекса, мы видим персонификацию реки Иордан в образе бородатого немолодого мужчины, который плывет, держа обеими руками большой кувшин. Его изумленное лицо повернуто ко Христу, от которого он уплывает, что находит свое объяснение в богослужебных текстах и песнопениях.
Персонификации реки в образе старика, льющего воду из кувшина, или молодого мужчины, сидящего, опершись на перевернутую вазу, известны в античности и в раннехристианском искусстве.
Множество персонификаций встречается в изображении «Страшного Суда» на южном своде и западной стене экзонартекса, например, фигуры, олицетворяющие Землю и Море, Солнце и Месяц, Ад. В сцене «Мерило праведности» душа человека, чьи поступки перевешивают в сторону добра, изображена крылатой. Еще в античности душа изображалась как обнаженная крылатая человеческая фигура, которая в момент смерти покидает тело и летит через земную сферу до места своего вечного покоя.
Тема античного наследия в сербской живописи рассматривалась в публикациях В.Р. Петковича, С. Радойчича, Б. Тодича, Т. Вельманс и др. Античным элементам в живописи Богородицы Левишки посвящена статья М. Глигориевич-Максимович. О них также неоднократно говорится в монографии Д. Панич и Г. Бабич, посвященной росписям Левишки. Тем не менее, несмотря на популярность и изученность данной темы, вопрос об античных прототипах остается широким полем для исследования. В частности, в упомянутых публикациях крайне скудно рассмотрены непосредственно античные памятники, гипотетически послужившие образцами для византийских художников. Конкретизация источников, поиск аналогий в античной живописи и скульптуре применительно к росписям церкви Богородицы Левишки являются одной из задач данного доклада. Немаловажно указать и на те византийские прототипы, вдохновенные классическим наследием, которые могли быть известны мастерам из Фессалоник. Кроме того, некоторые идеи, изложенные в статье М. Глигориевич-Максимович, получили свое развитие в нашем исследовании, что будет озвучено в данном докладе.
Особого рассмотрения заслуживают изображения античных философов, расположенные в западной части экзонартекса Левишки, в нижней части северной арки. Они были подробно изучены Д. Медакович, Н. Давидович-Радованович, Б. Джурич. Сопроводительные надписи указывают на то, что здесь представлены Платон и Плутарх. Сохранившиеся тексты на их свитках раскрывают роль этих философов в христианском богословии, а их фигуры написаны в одном ряду с пророками, предсказавшими воплощение Бога-Слова, и в непосредственной близости от композиции «Древо Иессеево». Известно, что византийские Отцы Церкви следовали некоторым античным авторам, отмечая чистоту их этического учения, в частности, Платону и Аристотелю. Изображения античных философов получили особое
распространение в росписях балканских церквей более позднего времени, XVI–XVII вв.

The beginning of the 14th century was marked by intensive contacts of Serbia with Byzantium.
The new trends of Paleologian art were reflected in Serbian painting of the time. During this period, the Byzantine artists were especially interested in the ancient heritage, in particular, referring to the language of personification. The anthropomorphic appearance of ideas and phenomena was typical for the ancient world and penetrated into the medieval Christian culture.
The Virgin Levishka church in Prizren (1307–1313), situated on the territory of Kosovo, was built and painted by the professional Greek artists, invited from Thessaloniki by Serbian king Milutin.
During his reign, the political and spiritual life of the country was largely focused on Byzantium. The painters Michael Astrapas and Eutychios were educated in the classical art tradition. In the Levishka painting there are a lot of classical elements, especially in the frescoes of exonarthex.
In this report, we will focus on the most striking examples of ancient borrowings, which are found in the paintings of exonarthex. So, on the slopes of the arch crowning the entrance to the church, two winged female figures are depicted, accompanied by the inscriptions: «the truth will come» and «the shadow will move away» (verses of the Christmas troparion). One figure holds an inverted extinct torch, which represents a personification of the Night, symbolizing in this case the Old Testament. The other figure carries a shining disk with the depiction of Christ Emmanuel, personifying the Day, that symbolizes the truth of the New Testament. The examples of such personifications in ancient monuments and Byzantine miniatures will be considered in this report. In the scene of "Baptism", represented at the central vault of the exonarthex, we see the personification of the Jordan River as an image of a bearded middle-aged man who swims with a large jar in his hands. His astonished face is turned to Christ, from whom he floats away, which finds explanation in the liturgical texts and hymns. Personifications of the river as an old man, pouring water from a jug, or a sitting young man, leaning on an inverted vase, are known in the Antiquity and the Early Christian art.
Some personifications are found in the fresco of «The Last Judgment» in the exonathex, like the figures personifying the Earth and the Sea, the Sun and the Moon, the Hell. The soul of a man is represented like a winged human figure, as it was depicted in the Antiquity. The theme of the ancient heritage in Serbian painting was treated in the publications of V.R. Petković, S. Radojčić, B. Todić, T. Velmans and others. Classical elements in the painting of the Virgin Levishka church are studied in the article by M. Gligorijević-Maksimović. They are mentioned time and again in the monograph by D. Panić and G. Babić, dedicated to the paintings of Levishka church. However, despite of popularity and understanding of the topic, the question of the ancient prototypes in the Byzantine painting is a wide field for research. In particular, the ancient monuments that hypothetically served as models for the Byzantine artists, are not directly taken up in these publications. The concretization of sources and the search for analogies in classical painting and sculpture in relation to the frescoes of the Virgin Levishka church are the objectives of this report. It is also important to specify those Byzantine prototypes, that had been inspired by the classical heritage, that could be known to the masters of Thessaloniki. In addition, some of the ideas of the article by M. Gligorijević-Maksimović had been developed and will be put forward in this report.
The special consideration should be given to the images of the ancient philosophers, located in the western part of the exonarthex, at the bottom of the northern arch. They were studied in detail by D. Medaković, N. Davidović-Radovanović, B. Djurić. The inscriptions accompanying the figures identify them as Plato and Plutarch. The texts surviving on their scrolls reveal the role of these philosophers in the Christian theology, and their figures are depicted in the same row with the prophets who predicted the incarnation of the God, and in the close proximity to the composition the «Tree of Jesse». It is known that the Byzantine Church Fathers followed some ancient Greek authors, noting the cleanliness of their ethical teachings.