Actual Problems of Theory and History of Art

С XII века в византийской живописи элементы пейзажа приобретают особенную композиционную значимость. Эта тенденция наблюдается и в грузинском средневековом искусстве, что связывается в специальной литературе, в основном, со стилистическими изменениями в искусстве этой эпохи (Т. Вирсаладзе, Е. Привалова). Но есть и такие примеры, объяснить которые только в вышеупомянутом контексте невозможно. В данной работе рассматриваются два типа изображений гор: так называемые «волнистые горы» с преобладанием спиралеобразных мотивов, господствующие в грузинской живописи в XII–XIII вв., и в том числе уникальный пример «горок-волн» с изображением корней (росписи Икви, XII в); и второй пример – антропоморфное изображение горы с не совсем традиционным портретным «ликом» (росписи Гелати, XIII в.). В первом случае ключ к
пониманию образа дает античная и средневековая космология. Иконографические особенности «горок-волн» предположительно отображают аристотелевское и христианское учение о взаимоотношении земли и воды, воссоздавая в спиралевидной форме «генетику» тверди.
Гелатский пример – антропоморфное изображение горы в сцене «Вознесение» – в первую очередь, объясняется особым символическим значением Елеонской горы как места, от которого берет начало земная Церковь. Но нетрадиционное “портретное” изображение
также наводит на мысль о воздействии учения неоплатоника Иоанна Петрици, жившего и преподававшего именно в академии Гелатского монастыря.

From the beginning of the 12th century onwards the representation of mountains in Byzantine painting became particularly elaborated. The same tendency can be traced in the contemporary murals of the Georgian churches. There was an attempt to consider the latter in the context of the stylistic change. However some images can be interpreted in a broader way. The present paper focuses
on two types of images: the mountain with huge roots in the murals of Ikvi (12th century) and the mountain shaped as a human profile depicted in St. George church at Gelati Monastery (13th century).
The clue to understanding of the first image is provided by the medieval cosmological concept; the roots are primary perceived as a cosmological element showing the ‘nature’ of the mountain.
Alongside with this example the paper discusses another type of mountains with wave-like slopes (e.g. Pavnisi and Matskvarishi murals), which are interpreted in the cosmological context as well.
The anthropomorphism of the mountain in the scene of the “Ascension of Christ” in the murals of Gelati, on the one hand, should be explained by the special significance of the Mount Olive itself (reflecting the imagery of the Psalms), and on the other hand, it might be linked to the Neoplatonic studies of Ioane Petritsi.