КИСЕЛЕВА ЕВГЕНИЯ ИГОРЕВНА (Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Российская Федерация). От «гаптического» зрения к «осязательной эстетике». О соотношении визуального и тактильного опыта в партиципаторных музейных практиках
EVGENIYA KISELEVA (The Pushkin State Museum of Fine Arts, Russian Federation). From Haptic Vision to Touch-Aesthetics. On the Visual and Tactile Experiences in Participatory Museum Practice
Доклад посвящен проблеме соотношения визуального и осязательного восприятия в партиципаторных, инклюзивных и социальных практиках, осуществляемых современным художественным музеем. Появление в плоскости визуальных искусств понятий «гаптический/хаптический», «тактильный», «осязательный», «сенсорный» и трансформацию комплекса идей, стоящий за этими понятиями, рассматривается маждисциплинарно в аспекте институционального развития музея и формирования новых выставочных и образовательных трендов.
Термин «гаптическое» зрение, пришедший в искусствоведение в XIX веке из естествознания, в трудах Алоиза Ригля обозначает «ближнее» зрение, —неиллюзионистское, материальное, которое противопоставляется «оптическому», «дальнему» зрению, ориентированному на пространство и передачу абстрактных идей. Идею «тактильное сознание» применительно пластических искусств развивают Адольф фон Гильдебрандт и Бернадр Беренсон. В XX веке соотношение визуального и осязательного восприятия проблематизируется с точки зрения феноменологии (М. Мерло-Понти, М. Фуко), деконструкции (Ж. Деррида), постструктурализма (Ж. Делез) и других подходов. В современных визуальных исследованиях понимание культуры как медиальной предполагает переосмысление взаимоотношений между художником, зрителем и произведением. Рост интереса к прикосновению, тактильности и мультисенсорному восприятию в визуальном и медиа- искусстве начала XXI века приводит к появлению термина «осязательная эстетика» (Л. Маркс).
Институциональное развитие музея на рубеже XX–XXI вв. приводит к активизации партиципаторных практик (равно задействующих зрительное и телесное восприятие), как в отношении художественных проектов, так и в плоскости посетительского опыта. Тенденция включения новых аудиторий в жизнь музея, реализация тактильных программ для незрячих и слабовидящих посетителей в рамках инклюзивных музейных проектов также рассматривается в контексте заявленной темы. Доклад обращается к российским и зарубежным музейным проектам, предполагающим неразрывность визуального и тактильного опыта, а также реализующим эксперименты с невизуальной передачей художественного опыта в контексте «осязательной эстетики» и «эстетики переживаний».
осязательная эстетика, гаптическое зрение, хаптика, эстетика переживаний, современное искусство, музеология, мультисенсорное искусство, инклюзия, партиципаторные практики
haptic aestetics, haptic vision, toch, multi-sensory art, experiential aestetics, participatory practice, contemporary art, museology, inclusion