БАЛАШОВА ЛАДА СЕРГЕЕВНА (Университет Эссекса, Великобритания). Евхаристическое богословие о. Сергия Булгакова и его претворение в творчестве представителей «нового» христианства

LADA BALASHOVA (University of Essex United Kingdom). Eucharistic Theology of Fr. Sergei Bulgakov and Its Implementation by the Representatives of the “New” Christianity

Три духовных чада о. Сергия Булгакова – сестра Иоанна (Рейтлингер), преподобномученица мать Мария (Скобцова), преп. Софроний (Сахаров) (до 1926 года) — три варианта интерпретаций идей о. Сергия Булгакова, но, безусловно, близкие в своей основе — понимании «литургии как средоточия жизни и мира». Одно из положений в концепции о. Сергия — понятие «внехрамовой литургии» — оказалось особенным образом близко матери Марии, ее евангельскому видению Церкви как литургических отношений между людьми, по ее характеристике «невидимая Церковь», создаваемая изливающейся в мир литургией. Особенностью творчества матери Марии было ее понимание его как дела, как творческого характера человеческого дела на земле, по примеру Богочеловека, как акта соборности — общения со всем миром через Бога.

 Творчество сестры Иоанны, как известно, являет собой наиболее последовательную и полную художественную актуализацию богословских представлений о. Сергия. Наиболее ярким примером служит «литургическое пространство» храма св. Иоанна Воина в Медоне (1932 г.), росписи которого детально обсуждались с о. Сергием, и часовни св. Василия Великого в доме Содружества св. Албания и преп. Сергия в Лондоне (1945–1947 годов). Центральными в духовном и художественном отношении в первом случае являются композиции «Небесная литургия» и «Апокалипсис», «Изгнание из рая» как начало и Агнец как образ Христа — конец истории человечества.

Общий замысел росписей в часовне святителя Василия Великого в Лондоне — развернутая история Церкви: от сотворения мира — композиции «Сотворение Космоса», «Сотворение Адама и Евы Пресвятой Троицей» — до Апокалипсиса.

 Передача одновременности и надвременности евангельских событий в евхаристическом пространстве, где мы становимся современниками Спасителя, участниками в Его Тайной вечере, по определению о. Сергия, — составило богословскую и художественную основу росписи преп. Софрония (Сахарова) храма преп. Силуана в основанном им Свято-Предтеченском монастыре в Эссексе. Ряд богословских размышлений о. Сергия Булгакова о Святой Троице, о персоне нашли здесь визуальный отклик, изложенный преп. Софронием в своем живом опыте познания Бога.

 Таким образом, в докладе будет кратко рассмотрена богословская составляющая учения о. Сергия Булгакова и преп. Софрония (Сахарова) в контексте обозначенной темы, и их близость и различие на примере росписей сестры Иоанны и преп. Софрония.

евхаристическое богословие отца Сергия Булгакова, «внехрамовая литургия» матери Марии Скобцовой, «литургическое пространство» с. Иоанны Рейтлингер и преп. Софрония Сахарова

eucharistic theology of Fr. Sergei Bulgakov, “out of church liturgy” of mother Maria Skobtsova, “liturgical space” of sister Johanna Reitlinger and St. Sophrony Sakharov