СОЛОВЬЕВ КИРИЛЛ АЛЕКСЕЕВИЧ (Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, Российская Федерация). Женские монастыри Белозёрья и проблема сохранения фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре в начале ХХ столетия

KIRILL SOLOVIEV (Moscow State University of Civil Engineering, Russian Federation). Nunneries of the Belozersk District and the Preservation of Dionysius’s Frescoes at the Ferapontov Convent in the Early 20th Century

Доклад посвящён малоизученной теме возрождения древних русских монастырей Северной Фиваиды в начале ХХ столетия. Большинство данных обителей в этот период возрождались именно как женские монастыри. Практически сразу перед монастырскими властями вставал вопрос о том надо ли восстанавливать архитектурный ансамбль обители в прежнем виде? Необходимо ли сохранение художественных коллекций, фресок, Икон в прежнем виде без, столь характерных для конца XIX — начала ХХ вв., поновлений. Надо отметить, что различные обители решали эти вопросы по разному. Однако встречались и интересные исключения. В частности, можно отметить Ферапонтов монастырь, который, возродившись в 1904 году как женский, благодаря своей настоятельнице, поставил вопрос о реставрации уникальных фресок Дионисия и о том, что в обители необходимо создать «Церковно- исторический музей Фресок Дионисия». Игу́мения Таи́сия (в миру — Мария Васильевна Солопова; 4 (16) октября 1842, Санкт-Петербург — 2 (15) января 1915) — духовная писательница, друг Иоанна Кронштадтского, настоятельница Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря, возродившая к жизни многие монашеские обители. Современники называли её «игуменией всея Руси» Именно благодаря Игумении Таисии научная общественность Российской Империи озаботилась судьбой уникальных фресок Дионисия. В главном храме бывшего Ферапонтова мужского монастыря, соборе Рождества Богородицы находятся росписи, созданные в 1502 году знаменитым московским художником Дионисием и сохранившиеся без поновлений до нашего времени.

Чудом сохранившаяся стенопись Дионисия была неизвестна до 1898 года. Надпись о времени создания росписи и ее мастерах была впервые приведена в книге И.И. Бриллиантова «Ферапонтов Белозерский, ныне упраздненный монастырь, место заточения патриарха Никона. К 500-летию со времени его основания. 1398–1898». Расположенная на поверхности арки северного входа собора она сообщает о времени создания (1502 г.) и сроках исполнения (34 дня) росписи иконником Дионисием «со своими чады». В 1911 году вышла монография В.Т. Георгиевского «Фрески Ферапонтова монастыря» – первая работа, посвященная росписи Дионисия в соборе Рождества Богородицы, за которой последовало множество других исследований, посвященных истории создания росписи, ее иконографической программе, особенностям техники и стиля Дионисия и работавших с ним мастеров. В 1908 г. Игумения Таисия организует тарелочный сбор и на собранные деньги начинаются серьёзные реставрационные работы и научные исследования. Похожие события связанные с проблемами сохранения памятников архитектуры и художественной культуры происходили и в иных монастырях Русского севера.

Ферапонтов монастырь, фрески Дионисия, Игумения Таисия, Музей фресок Дионисия, первые реставрационные работы 1908–1911 гг.

The Ferapontov monastery, frescoes of Dionysius, abbess Taisia, Museum of Dionysius’ frescoes, the first restoration work 1908–1911