ИВАНОВСКАЯ ВЕРА ИГОРЕВНА Московский архитектурный институт (Государственная академия), Российская Федерация). Объемно-пространственные и художественно-стилистические особенности интерьера сельского храма в синодальный период

VERA IVANOVSKAYA (Moscow Architectural Institute (State Academy), Russian Federation). Massing, Artistic and Stylistic Features of Rural Church in the Synodical period

В современном научном мире изучение церковного интерьера синодального периода носит случайный и бессистемный характер. Наряду с большим количеством научных трудов в области истории Русской Православной Церкви, православной архитектуры и иконописи, публикаций по отдельным видам искусства — металлу, тканям, дереву, стеклу (витражам), монументально-декоративной живописи, почти отсутствует классификация и систематическое понимание закономерностей, процессов и описаний памятников этого периода.

Сегодня возрастает и интерес к памятникам регионального значения, в которых сохранились интерьеры, росписи, предметы церковного обихода.

Особенностью интерьеров синодального периода было строгое регламентирование документами Святейшего синода строительство и благоукрашение храмов. Сложившаяся ситуация в деле по церковному строительству обусловила появление трех видов решения интерьерного пространства храма.

Архитектурно-планировочное решение храмов строилось по виду работ. В случае перестройки или расширения площади существующего храма в интерьере храма появлялись новые «малые» алтари, формировалась иная организация движения по храму (она становилась более витиеватой). Интерьеры новопостроенных храмов по типовому шаблону, представляли собой два архитектурно-планировочных решения. Наиболее получившим распространение — храм по типу планировки «кораблем» (или трапезный тип), где пространство делилось на несколько ярко выраженных конструктивно зон. Более дорогой по строительству, но не менее часто встречающийся — по образцу крестово-купольных храмов западноевропейского образца с портиками, большим куполом и четырьмя малыми куполами. Храмы по индивидуальным проектам, как правило, сохраняли черты типовых образцов, но могли быть более свободными в организации внутреннего пространства. Для каждого архитектурно-планировочного решения были и свои интерьерные решения.

Обобщая художественно-стилистические решения интерьеров сельских храмов синодального периода важно отметить, что все они имеют ряд обобщающих между собой черт. Интерьер формировался под влиянием господствующей моды, стремление благоукрасить храм прихожанами порождало особый «разностилевой» образ интерьера. В подавляющем большинстве до нас сохранились интерьеры с тремя алтарями (одним центральным и двумя малыми боковыми). Иконостасы, согласно предписаниям, тяблового типа с минимальным количеством архитектурных деталей, но богатым орнаментальным обрамлением. Живописные композиции в академическом стиле в виде отдельных «картин» в простенках между световыми проемами, на сводах или больших плоскостях стен, не занятых киотами. Киоты, простого напольного вида вдоль стен храма или перед иконостасом. Осветительные приборы в виде паникадил наподобие хрустальных люстр, чаш ампирного стиля, реже хоросов болгарско-сербского стиля.

Исходя из вышеперечисленного следует отметить, что изучение сохранившихся аутентичных интерьеров сельских храмов является важным этапом в понимании закономерностей формирования литургического пространства храма. Накопленный за последние десятилетия опыт, фактический материал, открытие архивных источников и развернувшаяся обширная практика реставрации памятников храмового искусства, позволят сформировать ряд положений, которые будут иметь практическое значение и будут полезны для современного храмостроения и реставрации.

интерьер православного храма, синтез искусств, архитектура синодального периода, синодальный период, синтез искусств в православном храме, храмовая архитектура

Orthodox church interior, art synthesis, architecture of Synodical period, Synodical period, art synthesis in Orthodox church interior, church architecture