КЛИМОВИЦКАЯ ПОЛИНА СЕРГЕЕВНА (Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация). Артистическая слава: как создается признание художников при жизни и после смерти

POLINA KLIMOVITSKAIA (Saint Petersburg State University, Russian Federation). Creative Fame: How Artistic Recognition Is Created during Lifetime and after Death

Артистическая слава конструируется через социальные институты. На данный момент в академической литературе по социологии культурного производства существует дискуссия об уменьшении роли старых образовательных институтов и появлении новых механизмов, определяющих признание. Уменьшается значение академического образования, растет роль коллективных выставок и художественных объединений (White and White, 1993; Guiffre, 1999). Индивидуальность и карьерная стратегия художника, например, создание художественной инновации, нарушение норм, принятых в обществе, становятся все более значимыми (Bourdieu, 1993). Несмотря на наличие тезисов, на данный момент не было проведено количественного анализа, который позволил бы проверить данные утверждения. Такой анализ можно произвести на основе биографических данных о русских художниках конца XIX — начала XX века, так как в России в это время наблюдались институциональные изменения. Эпоха конца XIX — начала XX века в России характеризуется синтезом преемственности уже сформировавшихся художественных традиций и новаторства, которое породило новые школы и направления в искусстве (Штанько, 2011). Также появляются новые институты — художественные объединения и новые профильные образовательные институты.

Целью данного исследования представляется определение факторов признания художественного таланта при жизни художника и после его смерти.

В качестве данных, используемых для работы, была использована библиографическая информация для 667 художников — пол, образование, членство в художественных объединениях, наличие родственников в художественной среде, девиантное поведение, новаторство и другие черты биографии.

Анализ полученных данных произведён методами математической статистики, а именно линейной, пуассоновской и логистической регрессии. Данные методы позволяют измерить влияние независимых переменных, в данном случае – биографических характеристик художника на зависимые переменные, измеряющие признание художника при жизни и после смерти.

В результате анализа было выявлено, что художники, признанные при жизни, с большей вероятностью становятся признанными посмертно, новаторство положительно влияет на признание как при жизни, так и после смерти художника, в то время как девиантное поведение увеличивает его шансы быть признанным посмертно и уменьшает для признания при жизни.

Подводя итог, стоит отметить, что несмотря на ограничение в размере выборки, данная работа вносит вклад в развитие исследований по социологии культурного производства о формировании механизмов признания и включения художников в креатиавную элиту. Данная тема в российском контексте по-прежнему остается мало изученной и представляет интерес для последующих работ в этой области.

социология искусства, культурное производство, креативные карьеры, Серебряный век

sociology of art, cultural production, creative careers, The Silver Age