СТРЕЛЬЦОВА АЛИНА КОНСТАНТИНОВНА (Журнал «Искусство»). Community-based подход в сегодняшнем искусстве Берлина

ALINA STRELTSOVA (“Iskusstvo” Art Magazin). Community-Based Approach in Today’s Berlin Art

Искусство, ориентированное на социальные проблемы, цели и контекст местных сообществ (community-based art), выделяют начиная с 1960-х годов, однако сегодня эта стратегия становится одной из самых актуальных в европейском пространстве. Она реализуется посредством арт-резиденций, местных художественных центров и целых биеннале, как например, в Осло 2019 года. Предпосылки для развития такого типа искусства можно найти в самой культуре местных сообществ, развивавшейся столетиями в Великобритании, Германии, Северной Европе.

Однако такая культура может быть и сравнительно новой, как например, в Берлине после 1989 года, где community-based проекты возникали, не будучи инициативой государства или крупных арт-институций. Среди причин — «островное сознание» жителей западного Берлина, долгое время бывшего в положении анклава на территории ГДР, приток новых людей в 1990-e и 2000-е, которые начали строить собственные международные англоговорящие или, наоборот, национальные сообщества, отсутствие долгое время как поддержки, так и госрегулирования культурных механизмов. Все это определило расцвет независимых арт- и музыкальных проектов Берлина.

В последние годы ситуация изменилась. Рост экономики, масштабное строительство офисных зданий для международных корпораций, рост ренты заставил художников уехать из центра. Однако, в это же время формируется понимание, что творческая среда Берлина — один из главных факторов, привлекающих в немецкую столицу туристов. В начале 2020 года был принят ряд постановлений, направленных на поддержку арт-сообщества и развитие community-based подхода в архитектуре, но еще более важно, что кризис оказался поводом для художников отрефлексировать собственное положение и отношения с городом, понимаемым и как архитектурная среда, и как сообщество жителей.

Среди таких проектов «Невидимый Берлин», инициированный Schinkel Pavillon, — телесные и музыкальные перформансы в зданиях, которые предназначены под снос. Цель программы состояла не в том, чтобы повлиять на городскую политику, но в том, чтобы дать жителям районов физически прочувствовать происходящие у них перемены посредством эфемерного и недолговечного искусства. В том же ряду — проекты на стыке перформанса и постдраматического театра. В частности, спектакли «Бальхауса» и Театра Максима Горького под руководством Шермин Лагхофф, обсуждающие на сцене проблемы мигрантов, живущих в Кройцберге, были с ними же в зрительном зале. Здесь же «100% Берлин» Rimini Protokoll, попытка создать портрет города, который не имеет ничего общего с архитектурой, а представляет собой общность людей на сцене, чей национальный, возрастной и гендерный состав отражает статистические данные. По лекалам Rimini и Gorky Theatre построена деятельность экскурсионного бюро “Почему мы здесь”, где сирийские мигранты проводят экскурсии по Берлину для жителей немецкой столицы, но рассказывают при этом историю собственной страны, давая возможность слушателям выстроить параллели. На тех же принципах построены радикальные перформансы группы «Центр политической красоты». Все эти проекты рассчитаны на то, чтобы развить взаимное чувство эмпатии у новых и старых берлинцев.

community-base art, перформанс, Берлин, современное искусство Германии

community-based art, performance, Berlin, contemporary art in Germany