ДУЦЕВ МИХАИЛ ВИКТОРОВИЧ (Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет). Реальности архитектурно-художественной среды исторического города

MIKHAIL DUTSEV (Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering). Realities of Architectural-Art Environment of a Historic City

Сегодняшняя городская реальность крайне противоречива. Город как система, организм, сообщество – драматичен! «Город» агрессивен как стиль жизни. Город крайне неспокоен как среда обитания живого. Город эклектичен в художественном плане. Пространственная ткань его рваная, лоскутная, многоликая, чудная… Единство, скорее миф, чем явленная реальность.

Вероятно, следует принять эти противоречия, чтобы иметь возможность увидеть круг сегодняшних проблем, соотнеся современное нам с историей, с ее вещественным наследием, образом, смыслом, идеей историчности как таковой. Очевидно, что музеефицированный город — это занимательный и познавательный «аттракцион», но не среда полноценной жизни. Город всегда ближайший соучастник происходящей событийности, проживаемое и каждый раз вновь переживаемое пространство. Иначе мы теряем исторический город… Теряем физически, когда он стирается новым временем. Теряем ментально, когда он превращается в музей.

Таким образом, следует отыскать возможности сопричастности каждого жителя историческому потоку. Именно эта черта способна естественным образом усилить меру внутренней ответственности человека (пользователя, гражданина, профессионала, «свободного художника») перед окружающим пространством, причем, пространством в потоке времени и в контексте культуры. Здесь мы намеренно избегаем вопросов роли власти, правового регулирования, а также аспектов профессиональной «грамоты» зодчего. В фокусе внимания — возможности художественно-образные, не столь очевидно зависящие от регламентов.

Нас интересует город, в первую очередь, в двух реальностях — повседневно-материальной и образно-символической, устремленной в вечность. Также важна тенденция усиления индивидуализации внутри массового, которая показательна с позиции отдельной личности — будь то архитектор, дизайнер, художник или адресат творческого послания. Как при этом работает критериальный аппарат и каково место гипотетического экспертного сообщества — вопрос открытый.

Представляется, что связующим началом в многомерном поле исторического города, действительно, выступает среда в различных интерпретациях, причем, не только в форме контекста или средового подхода. Среда как комплексное понятие не раз «выручала» и позволяла сохранить исторический образ места. Вероятно, нет смысла пересматривать в корне «средовые» подходы, но есть явная потребность в расширении понятия, в том числе, в художественном поле значений, и, как следствие, в обновлении понимания города.

Предлагается выделить ряд направлений искомого развития:

— материальные и художественные реальности города;

— культура профессионального сообщества и общества в целом;

— интеграция архитектуры, искусства и дизайна.

В данном контексте понятие «среды» уступает место идее «средовой связи», основанной на методах художественной интеграции («Концепция художественной интеграции» сформулирована и защищена автором в 2014 г.). Представляется, что современному человеку требуется еще одна «реальность» — стыковая, связующая, позволяющая примерить смыслы, адаптироваться к новациям, стать ее соучастником. Это реальность «осмысления» и «чувственного» проживания, живая среда меняющегося образа. Безусловно, основным «местом» ее реализации становится человеческое сознание и процессы культурных трансформаций, но возможно и вещественное воплощение — в архитектурно-художественной среде города.

архитектурно-художественная среда, исторический город, современный человек, проживаемое пространство, художественная интеграция, художественная реальность, средовая связь

architectural-art environment, historic city, modern man, living space, art integration, artistic reality, environmental connection