БИРЮКОВА МАРИНА ВАЛЕРЬЕВНА (Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация). Идея музея в институциональной теории и кураторских проектах

MARINA BIRYUKOVA (Saint Petersburg State University, Russian Federation). The Idea of Museum in Institutional Theory and Curatorial Projects

Оценка статуса современного искусства теоретически обоснована в контексте институционального подхода, теория которого разработана в исследованиях Джорджа Дики и Артура К. Данто. Музей — это столп институциональной теории, поскольку именно он по преимуществу обеспечивает искусству бесспорный статус. Институциональный подход позволяет современному искусству быть показанным в музее. Артефакты современного искусства в этом случае подчиняются определенным требованиям: соответствию теоретическим взглядам куратора, условиям хранения и, в значительной степени, финансовой ценности произведения искусства на аукционах и в художественных галереях. Вся процедура ставит искусство в определенную зависимость от институций, и особенно от музеев. Но неограниченная свобода выражения, к которой стремятся многие представители новейших течений в искусстве, воспринимается неоднозначно в чопорном музейном пространстве. Слишком эфемерной стала граница между искусством и жизнью, чтобы позволить искусству свободное выражение в музеях. Такая свобода могла быть гарантирована только в идеальном, утопическом музее, принимающем различные формы в серии воображаемых музеев, возникших в эпоху постмодерна. Концепции гипотетических музеев: «Музея обсессий» Х. Зеемана, «Анти-музея И. Кладдерса» и «Воображаемого музея» А. Мальро сходны в представлении о «живом» музее, соответствующим требованию непосредственного эстетического суждения, основанного на императиве индивидуального вкуса. Феномен музейного бума современности, как и феномен возникновения воображаемых музеев во второй половине ХХ века ассоциируется с тоской по «настоящему» искусству, что, в конечном счете, ведет к музею или к идее музея. Если в классическом музее зритель ожидает увидеть «подлинные», то есть «не поддельные» работы старых мастеров, то в музее современного искусства он ожидает увидеть «настоящее» искусство, то есть произведения «со статусом искусства». Музеи придают искусству качество «подлинности», отсюда и интерес к музеям и музейным проектам в наши дни, несмотря на обилие растиражированных изображений музейных артефактов в медиа. Вместо этих «симулякров» музеи предлагают «настоящие» произведения искусства, и сама идея музея привлекает к себе немалое внимание, отраженное, в том числе, и в многочисленных кураторских проектах, посвященных образу и идее музея. Среди таких проектов, например, выставка «Голоса воображаемого музея Андре Мальро» в ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве и выставка «Хранитель» в Новом музее в Нью-Йорке.

идея музея, современное искусство, институциональная теория, кураторские проекты, теория искусства, выставка, эстетика

idea of museum, contemporary art, institutional theory, curatorial projects, art theory, exhibition, aesthetics