КАРЛОВА АНАСТАСИЯ ИВАНОВНА (Государственный Русский Музей, Российская Федерация). Поколение 30-летних в современном российском искусстве: особенности кураторской практики и арт-критики

ANASTASIA KARLOVA (State Russian Museum, Russian Federation). Generation of 30-year-olds in Contemporary Russian Art: Characteristics of Curatorial Practice and Art Criticism

Подготовка выставки «Поколение 30-летних в современном российском искусстве» в Русском музее (запланирована на осень 2020 года) потребовала осмысления кураторских проектов и арт-критики, посвящённых творчеству молодых художников. 2010-е годы стали временем глубоких изменений в культуре, связанных со значительным ростом влияния Интернета на жизнь общества, что отразилось, как на самом художественном процессе, так и на его репрезентации.

Выставки 2010-х годов демонстрируют две противоположные тенденции в искусстве молодых авторов, которых принято относить к цифровому поколению, или поколению миллениалов. С одной стороны, их творчество неразрывно связано с новейшими технологиями. Как никогда раньше в их работах велика роль отражённой реальности, мира телевидения, компьютеров и смартфонов (что было показано на многочисленных выставках, в том числе: «Краденое Солнце» в NAMEGALLERY, Санкт-Петербург, 2019; «Please wait», Futuro Galley, Нижний Новгород, 2019; «Akkta», галерея «Анна Нова», Санкт-Петербург, 2018 и др.). Эта тенденция воплотилась, как в отборе работ для экспонирования, так и в методах репрезентации. На выставке в ДК Громов «Offline/Online» (Санкт-Петербург, 2019) не только экспонировались произведения медиаискусства, но и часть пространства галереи была построена с использованием технологий виртуальной и дополненной реальности. С другой стороны, 2010-е годы стали временем увлечения рукотворными практиками, в которых особой ценностью наделялись такие качества как подчёркнутая «самодельность», спонтанность, автобиографизм, наивность. Многие художники стремились уйти от унифицирующих и часто нивелирующих индивидуальность цифровых технологий в область личного, сокровенного; обращались к детским воспоминаниям. Эта линия демонстрировалась на выставках «Я тебя люблю, а тебя нет» (галерея Navicula Artis, Санкт-Петербург, 2013), «Леонид Цхэ. Постановки» (ММСИ, Москва, 2018), «Школа активного рисования и перформативного позирования Север-7» (галерея Овчаренко, Москва, 2018), «Ася Маракулина. Железные нотки» (галерея Марины Гисич, Санкт-Петербург, 2019), «Неоинфантилизм» (ДК Громов, галерее «Люда» и NAMEGALLERY, Санкт-Петербург, 2020) и др.

В 2010-е годы уменьшается роль периодических печатных изданий (в том числе в 2013 году прекращает существование журнал «Артхроника») и постепенно увеличивается значение критических публикаций в Интернете. Главной особенностью арт-критики становится ее все большая «демократизация»: многие критические статьи публикуются на Интернет-платформах, существующих по принципу самоорганизации без участия главного редактора (ярким примером такой платформы стал Интернет-журнал Aroundart, созданный в 2009 году и представляющий молодых художников поколения 30-летних). А с середины 2010-х годов стремительно растёт влияние соцсетей в художественной сфере, которые становятся новой площадкой для арт-критики: искусствоведы всё чаще используют эти ресурсы для актуального критического высказывания (А. Боровский, И. Доронченков, С. Хачатуров, С. Попов, П. Герасименко и др.).

В тексте доклада рассматриваются ключевые выставки 2010-х годов, представляющие творчество молодых авторов поколения 30-летних, а также проекты в области стрит-арта и паблик-арта, которые во многом определили облик российской арт-сцены предыдущего десятилетия. Особое внимание уделяется анализу критических статей ведущих искусствоведов и молодых кураторов, освещающих современный художественный процесс.

российское искусство, молодые художники, миллениалы, поколение 30-летних, российское искусство поколения 2010-х годов, 2010, поколение 2010-х, современное искусство, арт-критика 2010-х годов, кураторские проекты 2010-х годов, выставки 2010-х годов, искусство XXI века

Russian art, young artists, millennials, generation of 30-year-olds in art, Russian art of the generation of 30-year-olds, art criticism of 2010s, curatorial projects of 2010s, art exhibitions 2010s, generation 2010s, Russian art criticism, contemporary art, art of 21st century