ПАЦЕЙ АНАСТАСИЯ ВЛАДИМИРОВНА (Музей нонконформистского искусства, Российская Федерация). Арт-резиденции сегодня и завтра. Профессиональная мобильность в условиях новой нормы
ANASTASIA PATSEY (Museum of Nonconformist Art, Russian Federation). Art Residencies Today and Tomorrow. Professional Mobility and ‘The New Normal’
За последние несколько десятилетий мир достиг небывалого уровня мобильности. Изменения, наступившие с эпохой глобализации, затронули все сферы человеческой деятельности, включая культуру и искусство. Особую значимость приобрели программы профессиональной мобильности для художественных специалистов, в частности, арт-резиденции. Начиная с их расцвета в 90-е гг., они стали неотъемлемой частью мировой инфраструктуры современного искусства.
Данный доклад посвящен арт-резиденциям в исторической, культурологической и искусствоведческой перспективах и ставит своей целью анализ ситуации в области профессиональной мобильности в свете глобального кризиса здравоохранения в 2020 г.
В контексте современной искусствоведческой мысли арт-резиденции — достаточно новое и пока что малоизученное явление. Вместе с тем, история этого феномена уходит корнями еще в XVII в. Именно тогда во Франции появляется «Римская премия» — одна из первых стипендиальных программ для художников и композиторов, дававшая им возможность несколько лет жить и работать в Риме. На рубеже XIX–XX вв. многие из принципов современных арт-резиденций можно встретить в европейских художественных колониях — Ворпсведе и Дахау в Германии, Ньюлин в Англии, Эгмонд-ан-Зее в Нидерландах и др. В России признаки «проторезиденций» можно обнаружить таких в культурных центрах, как Абрамцево, Талашкино и Поленово.
В 1960-х гг. первые арт-резиденции современного образца появляются в Европе и США. В СССР их функции частично выполняют дома творчества и писательские дачи, а в начале 2000-х в России появляются первые международные арт-резиденции.
Арт-резиденциям как художественному феномену свойственны динамичное развитие, гибкость форматов и экспериментаторство. Это может объяснить отсутствие единого, универсального определения того, что такое арт-резиденция. Можно сказать, что арт-резиденция — это комплекс материальных и нематериальных ресурсов, обеспечивающих профессиональную мобильность специалистов в сфере культуры и искусств. Однако даже такое общее определение требует множества оговорок. Необходимо учитывать, многообразие форматов работы, набирающий популярность междисциплинарный подход и новое понимание профессиональной мобильности, ставшее особенно актуальным в 2020 г.
Пандемия COVID-19 стала настоящим вызовом для арт-резиденций по всему миру. Одни программы были вынуждены приостановить деятельность или закрыться, другие использовали этот кризис как возможность полностью пересмотреть свои стратегии и методы работы. С марта 2020 г. наблюдается стремительный рост инициатив в Интернете, позиционирующих себя как виртуальные резиденции. И в среде специалистов возобновились дискуссии о том, что можно называть арт-резиденцией и какие формы сегодня может принимать профессиональная мобильность в сфере культуры и искусств.
В рамках данного доклада будут представлены краткая история и настоящий вектор деятельности арт-резиденций, проанализированы их место и роль в международной системе современного искусства, а также предпринята попытка спрогнозировать развитие этой сферы в будущие десятилетия.
арт-резиденция, профессиональная мобильность, современное искусство, пандемия, интернет, путешествия, художественные колонии, онлайн-проекты, кураторские практики, ковид-19, художник-в-резиденции
art residency, professional mobility, contemporary art, pandemic, Internet, travel, artists’ colonies, online projects, curatorial practice, covid-19, artist-in-residence