ПОЛЕЖАЕВА КСЕНИЯ ОЛЕГОВНА (Российский государственный гуманитарный университет, Российская Федерация). Арт-криминалистика: проблема междисциплинарности

KSENIYA POLEZHAEVA (Russian State University for the Humanities, Russian Federation). Art Forensics: The Problem of Interdisciplinarity

Можно предположить, что историю противоправных деяний в отношении предметов искусства следует отсчитывать с того момента, когда подобные предметы возникли — то есть, со времён первобытного общества. Ввиду отсутствия комплекса достоверных источников мы не можем подтвердить данную гипотезу применительно к столь раннему периоду, однако касательно общества античного мы можем утверждать: правонарушения в отношении предметов искусства существовали. Другой вопрос, что подчас они не выделялись в отдельные квалифицированные составы, и де юре преступлениями не являлись. Древние авторы часто сообщают о разного рода противоправных деяниях, которые с позиции современного законодательства подпадают под уголовно-правовую охрану, но редко — о наказаниях за них. Например, осквернение статуи Афродиты Книдской, о котором пишет Плиний Старший (Plin., N. H., XXXIV, 69–71), можно квалифицировать сразу по нескольким статьям УК РФ, в то время как с квалификацией в рамках правовых норм древних обществ возникнут сложности.

На сегодняшний день, когда объёмы рынка антиквариата и предметов искусства колоссальны, мы вынуждены констатировать, что число преступлений в отношении предметов искусства велико и растёт день ото дня. Чаще всего, имеют место кража таких предметов, незаконный их ввоз и вывоз, мошенничество, связанное с фальсификацией. В правоохранительных органах стран по всему миру создаются отдельные департаменты, которые специализируются на расследованиях преступлений в сфере искусства. Не отстают от практиков и теоретики: юридическая наука постепенно вырабатывает свой вокабулярий для описания этого явления.

Такие термины как “art law”, “art crime” прочно вошли в научный аппарат зарубежных учёных-правоведов. Понятие “арт-криминалистика”, по сути, является калькой с английского “art forensics” (используется также “forensic arts”). Под этим термином понимается использование тех или художественных практик при расследовании преступлений: приглашение художника для составления портрета, оператора — для тех или иных следственных мероприятий, связанных с видеозаписями, и пр.

Для отечественной правоприменительной практики термин «арт-криминалистика» является новым. Сегодня это понятие не введено в юридические словари и, по сути, научно почти не защищено. Хотя его употребление встречается в отдельных работах учёных-юристов и даже учебных курсах. Основная сложность в использовании термина связана с тем, что пока не сформулированы точные критерии, при которых его употребление корректно. Определение предмета и объекта — сущностной основы арт-криминалистики — в настоящий момент не разработано. Например, можно заявить, что под арт-криминалистикой подразумевается методика расследования преступлений с предметами искусства (в таком случае — арт- криминалистика будет соотносится с понятием “art crime”). Или можно рассматривать арт-криминалистику как некий гибрид искусствоведения и криминалистики: использование методов и средств криминалистики для решения искусствоведческих задач, а использования методов и средств искусствоведения — для решения задач криминалистики. Или заявить арт-криминалистику как подраздел истории государства и права, в котором будут изучаться письменные и визуальные источники и квалифицироваться в рамках правовых норм эпох, современных правонарушению или сообщению о нём, а также, для сравнения, согласно законодательству XXI века.

арт-криминалистика, преступления с искусством, кража, мошенничество, подделки, вандализм

art forensics, art crime, art law, theft, fraud, fakes, vandalism