ФРАНЖУЛО ВАЛЕРИЯ АНДРЕЕВНА (Львовская национальная академия искусств, Украина). Семантика крымско-татарского народного орнамента и его использование в современном дизайне интерьера

VALERIIA FRANZHULO (Lviv National Academy of Arts, Ukraine). Semantics of the Crimean Tatar National Ornament and Its Using in the Modern Interior Design

Заинтересованность народной орнаментикой как чисто художественной составляющей произведений многих видов народного творчества в современной художественной среде нередко сопровождается достаточно поверхностной трактовкой мотивов и их символического контекста. Чаще всего, поиск и определение символического содержания многих элементов орнамента происходит без соответствующего исследования, в результате предопределяет слишком вольную интерпретацию. Проблема заключается в том, что на современном этапе отсутствие глубокого знания народного орнамента приводит к его слепому использованию. Творение должно не только лишь отмечаться значительными художественными достоинствами, однако должно также отвечать предназначению помещения, цветовому образу внутреннего убранства интерьера, его оснащению, мебели и источникам освещения.

В последнее время наблюдаются усилия специалистов возродить и исследовать понимание и восприятие символов, поскольку многие крымские татары смотрят на искусство своего народа «внешним взглядом», глазами русскоязычного европейца. Однако материал настолько малоисследован, что проблема не теряет актуальности.

Мы попытаемся раскрыть указанную проблему, основываясь на анализе литературных источников, изучении национальных традиций, опросе людей пожилого возраста о крымскотатарских символах, которые могут использоваться в современном дизайне интерьера.

Как и у всех народов, каждый элемент крымскотатарского орнамента нес определенную смысловую нагрузку и имел свое название. Поэтому вещи «говорили» на понятном всем языке. Однако постепенно язык символов забывался, как и названия элементов орнамента. К началу ХХ в. вышивальщицы давали названия узору по его подобию знакомых им предметов. Так стал теряться язык символов, мыслей, вложенных художниками в свои произведения. В результате социалистических экспериментов, приведших к разрыву поколений, традиций, культуры, крымскотатарском мироощущению и мировосприятию трудно пробиться сквозь наслоения других культур. А это необходимо для того, чтобы не прервалась связь между дальним и близким, между прошлым, настоящим и будущим. В этом смысле символика – один из забытых направлений крымскотатарской культуры. От правильного понимания символа, «знака», зависит содержание, интерпретация произведения искусства, а также его историческое значение.

Разнообразны способы и приемы использования произведений декоративно-прикладного искусства при создании комфортной обстановки, для убранства интерьера. Используя работы декоративно-прикладного искусства важно соблюсти такт, меру, выбрать наилучший вариант расположения отдельных произведений.

 Издревле популярна у всех народов керамика. И сейчас она не теряет привлекательности. В композиции интерьерных решений используются небольшие вставки в виде декоративных тарелок, панно, объемных скульптур и рельефов, а также вазы, чаши, цветочницы, кашпо, утварь.

У крымских татар насчитывается более тысячи условных знаков, изображающих какое-либо понятие. Назрела необходимость исследования и систематизации национальных символов с тем, чтобы не только получать определенное количество знаний в искусстве, но и понимать его. Культура крымских татар, возникшая на национальной почве и основана на национальных источниках, никогда не развивалась изолированно от других культур мира. Поэтому знание национальной символики расширит представления о роли крымскотатарского искусства во всемирном культурно-историческом процессе.

Крымские татары, орнамент, декоративно-прикладное искусство, узоры, символы

Crimean Tatars, ornament, decorative and applied art, patterns, symbols