КОКОВИНА ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА (Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация). А. Н. Бенуа — искусствовед и художник.

EKATERINA KOKOVINA (Saint Petersburg State University, Russian Federation). A.N. Benois — Art Historian and Artist

Масштаб личности А. Н. Бенуа в истории колоссален: мы знаем его как художника, критика, публициста, историка искусства, музейного деятеля — и это далеко не полный список амплуа, в которых ему довелось выступать. Как убеждённый сторонник теории синтеза искусств Александр Николаевич явил собой пример синтеза взаимодополняющих творческих профессий. Цель доклада — продемонстрировать взаимосвязь между научными трудами Бенуа-искусствоведа и его работой в театре. Поскольку в сравнении с исследованием декорационного творчества, его работа по созданию костюма ещё не достаточно подробно изучена, акцент необходимо сделать именно на этой стороне театрального дела.

Представляется необходимым проанализировать круг источников, раскрывающих проблему отражения художником той или иной исторической эпохи на сцене и представление автора об истории искусства данного периода в его монографиях и статьях. Для выполнения поставленных задач применялись историко-генетический и сравнительно-исторический методы.

Первой самостоятельной постановкой Бенуа как художника по костюмам можно считать балет «Павильон Армиды» 1907 г. по мотивам новеллы писателя-романтика Теофиля Готье. Фантастический сюжет балета развивается во Франции XVIII столетия, что дало возможность обратиться к популярной среди соратников пассеиста Бенуа эпохе рококо. Эта тема уже знакома автору «Последних прогулок короля» 1896–1898 гг. и «Версальской серии» 1905–1906 гг., но в процессе работы над эскизами он использует более конкретные и достоверные исторические источники. Надписи на эскизах костюмов свидетельствуют о том, что, прежде всего, художник опирается на творчество Луи-Рене Боке (1717–1814), ученика Франсуа Буше, который сам выступал в роли костюмера в тандеме с реформатором балета Жан-Жоржем Новерром при французском королевском дворе. Менее явным источником вдохновения является картон для гобелена «Ринальдо и Армида», выполненный Жаном-Франсуа де Труа (1679–1752), творчество которого Бенуа особо отмечает в 4-м томе своей «Истории живописи», 1912 г.

Вскоре после петербургской премьеры балет «Павильон Армиды» с некоторыми усовершенствованиями был перенесён на парижскую сцену к открытию первого «Русского сезона» С. П. Дягилева. В 1911 г. Бенуа готовит новую премьеру для антрепризы – балет «Петрушка» на музыку И. Ф. Стравинского. В этой постановке тоже отразилась ностальгия по ушедшей эпохе, на этот раз художника увлекли масленичные балаганы Петербурга 1830–1840-х гг. Помимо хорошо прочитываемой лубочной эстетики эскизы костюмов отсылают к работам русских акварелистов и литографов Игнатия Степановича Щедровского (1815–1871) и Василия Фёдоровича Тимма (1820–1895), оба они удостоены упоминания в другом капитальном труде Бенуа «История русской живописи в XIX веке», 1902 г.

Несмотря на некоторые принципиальные различия, балеты «Павильон Армиды» и «Петрушка» обладают рядом общих черт. Но главное — они, несомненно, передают не только аромат эпохи, в которую происходит действие, но и дух времени создания. Недаром эти спектакли обладают притягательной силой для постановщиков последующих десятилетий и регулярно возобновляются.

Особая заслуга разносторонней деятельности А. Н. Бенуа состоит в равном внимании, обращённом к истории отечественного и зарубежного искусства, что позволило включить русских художников в контекст европейской традиции, а также способствовало процессу взаимообогащения культур.

А. Н. Бенуа, Луи-Рене Боке, Жан-Франсуа де Труа, И. С. Щедровский, В. Ф. Тимм, Павильон Армиды, Петрушка, балетный костюм

A.N. Benois, Louis-Rene Bouquet, Jean-Francois de Trois, I.S. Shchedrovsky, V.F. Timm, Armida’s Pavilion, Petrushka, ballet costume