КОВАЛЕВА НАТАЛИЯ ИВАНОВНА (Государственный Русский музей, Российская Федерация). О трудах Роберта Форрера в контексте изучения истории набивных тканей

NATALIA KOVALJOVA (State Russian Museum, Russian Federation). On the Writings of Robert Forrer in the Context of Studying the History of Printed Fabrics

В последние десятилетия наблюдается подъем интереса к истории отечественного текстиля – малоизученной области декоративно-прикладного искусства. Изучение истории российской легкой промышленности невозможно без знания зарубежного материала, поскольку набивная отрасль в России появилась и развивалась при непосредственном участии специалистов ведущих европейских ситценабивных центров, таких как Франция (Эльзас), Швейцария, Англия, Германия

Тем более важно обращение к трудам зарубежных исследователей, которые были почти современниками интереснейшего процесса развития набивного производства XIX века. Имя швейцарского коллекционера, историка искусств, археолога Роберта Форрера (1866–1947) в настоящее время незаслуженно забыто. Публикаций о нем крайне мало, а большая часть собранной им коллекции малодоступна для отечественного исследователя.

На материалах собственной коллекции Р. Форрером были опубликованы две монументальные монографии, посвященные истории искусства набойки, в которых он впервые выделяет печать на тканях в отдельный раздел искусствознания. Фактически Форрер стал основоположником этого раздела истории прикладного искусства. На русском языке эти труды пока не изданы, поэтому автором настоящей публикации был осуществлен их перевод.

Впервые к наследию швейцарского ученого обратилась Н.Ю. Бирюкова при подготовке каталога европейских набивных тканей из собрания Эрмитажа. Первыми публикациями о Форрере на русском языке стали статьи Т.А. Долгодровой, сотрудника РГБ, куда весной 1946 г. была передана часть собрания набивных тканей Форрера в возмещение ущерба, нанесенного русской культуре во время Великой Отечественной войны. Т.А. Долгодрова занималась каталогизацией и изучением этой коллекции. В публикациях автора настоящего доклада было рассмотрено значение наследия Форрера для изучения истории российского набивного производства, а также освещен ряд вопросов, которые не вошли в круг проблем, очерченных Т.А. Долгодровой.

Данное сообщение будет посвящено анализу данных, приведенных Форрером в его трудах относительно становления ситценабивного производства в Западной Европе, о появлении на рынках Европы индийских ситцев, копировании восточных образцов и появлении собственных узоров, орнаментов и типов тканей. Эти сведения представляют интерес с позиции изучения путей проникновения европейских образцов в Россию, при том, что отечественными производствами швейцарский исследователь подробно не занимался. В сообщении будут рассмотрены истоки наиболее популярных в России типов ситцевых тканей, в частности «адрианопольских красных». Сведения о первых европейских предприятиях и имена печатников, начавших создавать краснофонные ситцы, разбросаны по разным разделам монографий Р. Форрера, который не выводил этот тип набивных тканей в особый раздел. «Адрианопольские ткани» появились в Европе в начале XIX века, а через 50 лет в России стали производить в большом количестве на мануфактурах купцов Барановых. Сегодня они известны как «барановские» ситцы, который стали частью национального русского стиля.

Монографии Форрера не потеряли своей научной актуальности и по сей день. Они представляют собой кладезь фактологической информации, однако представленные данные, требуют подробного анализа, касающегося в первую очередь сравнения и сопоставления основных этапов развитие ситценабивной отрасли в разных странах.

Роберт Форрер, XIX век, XVIII век, Германия, Эльзас, Швейцария, Индия, Россия, всемирная торговля, Ост-Индские компании, ситценабивные мануфактуры, коллекции, коллекционирование, набивные ткани, набивные платки, памятные платки

 Robert Forrer, 19th Century, 18th Century, Germany, Alsace, Switzerland, India, Russia, World Trade, East India Companies, textile printing manufactories, collections, collectibles, printed fabrics, printed scarves, commemorative scarves