ЛЫСЕНКО ОКСАНА АЛЕКСАНДРОВНА (Государственный Русский музей, Российская Федерация). История изучения картинных рам в фокусе проблемы их экспонирования и реставрации
OKSANA LYSENKO (State Russian Museum, Russian Federation). The History of the Study of Picture Frames in the Focus of the Problem of Their Exposure and Restoration
Принцип научности в построении музейной экспозиции, равно как и научная реставрация предметов из собраний художественных музеев очевидно предполагают значительную степень изученности как отдельно взятого памятника, так и области искусства, к которой он относится. Различие в экспонировании и реставрации картинных рам в европейских и российских музеях обусловлено, прежде всего, тем, что изучение этих произведений в Европе началось в конце XIX в., а в России почти столетие спустя.
В конце XIX — первые десятилетия XX в. появились исследования В. фон Боде, Я. фон Фальке, Е. Бока по истории происхождения и искусства картинной рамы. В 1897 г. А. Ропер при участии Х. Боша в Германии, а М. Гуггенхейм в Италии опубликовали роскошные альбомы картинных рам. В 1929 г. в Берлине состоялась инициированная Боде первая выставка рам, на которой они были представлены, как самоценные предметы искусства. Практически в то же время корифей советского искусствознания Б.Р. Виппер начал работу над «Введением в историческое изучение искусства». Четыре абзаца этого основательного труда посвящены раме, рассматриваемой в качестве «специфического элемента картины». По мысли Виппера, стилистическое значение рамы менее важно, нежели роль формата картины. Эстетическое воздействие рамы по Випперу сводится к двум «функциям»: концентрации зрительского впечатления от картины и «отграничивании» живописного холста от внешнего мира. Следует отметить, что в 1915 г. И.Э. Грабарь высказал иное мнение о роли рамы. Отчитываясь на заседании совета Третьяковской галереи, попечителем которой он являлся в то время, о предпринятых в музейной экспозиции изменениях, Грабарь, в том числе, рассказал о замене новых рам — старыми, современными «масляным вещам», рисункам и акварелям. При этом Грабарь отмечал, что такое соединение давало подчас эффект «изумительной декоративной красоты». К сожалению, Грабарь не видел необходимости изучения рамы. Так же, как и Виппер, он рассматривал раму лишь в качестве дополнения живописи.
На протяжении XX в. картинные рамы становились объектами фундаментальных исследований историков искусства Германии, Италии, Великобритании, Голландии. В России эти произведения вплоть до конца XX столетия оставались вне поля зрения специалистов, что не могло не отразиться в музейном деле.
рама, картина, картинная рама, история изучения, искусствознание, музей, экспозиция, реставрация, музейное дело
frame, picture, picture frame, history of study, art history, museum, exposition, restoration, museum work