ДУБРОВСКАЯ МАРИНА ВЛАДИМИРОВНА (независимый исследователь, Российская Федерация). Первоисточники скульптуры фарфоровых заводов Российской империи. История открытий
MARINA DUBROVSKAYA (art critic, Russian Federation). The Primary Sources of Sculpture of Porcelain Factories of the Russian Empire. Discovery Stories
Создание этой статьи обусловлено потребностью поделиться с коллегами новыми открытиями в определении источников скульптуры малых форм русских фарфоровых заводов XIX века, в частности скульптуры заводов Гарднера, братьев Козловых и братьев Новых и Императорского фарфорового завода.
В работе использованы образцы фарфоровой пластики из собраний ведущих музеев России, а также частных коллекций.
Определение источника создания модели, которое влечёт за собой правильное название скульптуры, важно в целях раскрытия научного, информационного, культурного и исторического аспекта изучаемого предмета, а также для выполнения просветительской функции.
Ранняя скульптура завода Гарднера XVIII века в основном была выполнена методом копирования образцов фарфоровой пластики ведущих европейских заводов. Но XIX век внёс свои коррективы, в России появляется множество не только отечественных печатных изданий, но и европейских.
В процессе работы с предметами для многотомного издания «Антология русского фарфора XVIII–начала XX века. Фарфоровая скульптура Гарднера» было переатрибутировано большое количество скульптур Музея Усадьбы «Кусково». Например, скульптурная композиция, которая в печатных Каталогах именовалась «Китаец», благодаря найденной гравюре, оказалась «Японцем»; а скульптура, записанная в описи музея, как «Русская барыня в шубе» также нашла своё исконное название — это реальный исторический персонаж «Султанша Салиха Себкати Валид Султан». Это опубликовано в вышеназванном труде.
В данной работе хотелось бы поделиться с коллегами несколькими новыми открытиями по определению истинного (первоначального) названия скульптуры.
В Госкаталоге привлекли внимание скульптуры двух заводов, изображающих один и тот же персонаж, но имеющие разные названия «Княгиня» («Ярославна») и «Женщина в театральном костюме». Поставив себе задачу найти источник изображения, для установления абсолютно точного названия скульптуры, было выдвинуто предположение, что эта фигура могла быть исполнена по иллюстрации, например, к древнегреческой трагедии, которая могла быть опубликована примерно в первой четверти XIX века, именно данными годами можно атрибутировать предмет, исходя из стилистического анализа данной скульптуры завода братьев Козловых.
В процессе исследования удалось установить не только графический источник, истинное название скульптуры, но и уточнить временные рамки создания скульптуры, определить нижнюю дату её создания, опираясь на датировку издания изобразительного источника. Фигура выполнена по гравюре к сочинению «Поликсена» В. А. Озерова изд. 1828 г. (СПб.) и называется «Кассандра». Героиня на гравюре изображена обращающаяся к царю Агамемнону со словами пророчества:
«Почто, несчастный царь, меня ты вопрошаешь?
О, горе и тебѣ!»
Далее рассматривется поиск источников двух аналогичных скульптур завода А.Г. Попова и Императорского фарфорового завода, выполненных по единому графическому источнику, а также трёх скульптур завода Гарднера.
Проделанная научная работа позволила точно атрибутировать данные предметы, восстановить историю их создания, первоначальное название, и возможность впервые опубликовать их.
И в заключение, хочется отметить, что в последние десятилетия наметилась мода проводить выставку, одной картины. Хотелось бы предложить музеям в области декоративно-прикладного искусства разработать экскурсионные программы по истории одной (или нескольких фарфоровых скульптур). Исходя из исследований и атрибуций, опираясь на архивные и различные печатные материалы можно составить интересный исторический экскурс в прошлое.
первоисточник, фарфор, скульптура, атрибуция, Гарднер, ИФЗ, Попов
source, porcelain, sculpture, attribution, Gardner, IFZ, Popov