МАХО ОЛЬГА ГЕОРГИЕВНА (Государственный Эрмитаж, Российская Федерация). Судьба художественных комплексов ренессансных студиоло. Проблема экспозиции и интерпретации
OLGA MAKHO (The State Hermitage Museum, Russian Federation). The Destiny of the Artistic Complexes of the Renaissance Studiolo. The Problem of Display and Interpretation
На долю художественных произведений, жизнь которых продолжается уже более пятисот лет, совершенно закономерно выпало множество разнообразных событий. Часто представлявшие собой художественный ансамбль или комплекс, созданный по единой программе специально для определённого интерьера, они иногда остаются по сей день на своём месте. Но во многих случаях, оказываются в музейных собраниях, зачастую не только исключительно далеко от места своего предназначения, но и разрозненными по различным коллекциям. Это ставит множество вопросов, связанных как с изучением, так и с музейным бытованием этих памятников. Причём вопросы музейной интерпретации касаются и проблем их экспонирования, и проблем их показа с точки зрения возможности прочтения историко-художественной проблемы посетителем музея.
В качестве примера можно рассмотреть оформление студиоло правителей эпохи Возрождения: портреты — живописную часть оформления студиоло Федерико да Монтефельтро в Урбино, комплекс живописи студиоло Изабеллы д’Эсте из Палаццо Дукале в Мантуе и ансамбль мраморов, заказанных её братом, феррарским герцогом Альфонсо д’Эсте. Портреты из Урбино оказались разделёнными между музеем в урбинском Палаццо Дукале и Лувром, живопись студиоло Изабеллы полностью попала в собрание Лувра, а феррарские мраморы почти полностью хранятся в коллекции Эрмитажа.
На протяжении долгого времени практика организации музейной экспозиции, как правило, не ставила перед собой задачи показа произведений единым комплексом, во главе угла оказывался вопрос уникальности отдельного шедевра. В этом отношении показательна история экспозиции Лувра, где выдающиеся произведения из Мантуи экспонировались и экспонируются в Большой галерее. При высоком уровне изученности истории живописного комплекса, многочисленных публикациях, специальных выставках, если посетитель не подготовлен, этикетка не давала информации об ансамбле. Портреты же из Урбино, не входя в число шедевров, до относительно недавнего времени оставались вне экспозиции. Однако после её расширения они демонстрируют новый подход: портреты представлены в порядке, связанном с реконструкцией их размещения в студиоло, с интервалами в местах, где должны были бы располагаться те, что находятся в Урбино.
In situ, в Урбино, в самом помещении студиоло, где всегда сохранялись панно нижней части стен в технике интарсии, в верхней части стен, прежде пустовавшей, теперь размещены остававшиеся в Италии портреты вместе с гризайльными воспроизведениями луврской части серии. Таким образом, создаётся полное впечатление об ансамбле. Так же и в Мантуе, в помещении студиоло Изабеллы, размещены репродукции серии, хранящейся в Лувре, что тоже позволяет посетителю получить определённое представление о художественном комплексе.
Судьба экспонирования феррарских мраморов в Эрмитаже складывалась иным образом. До реэкспозиции 2003 года в залах надворной половины Старого Эрмитажа все они были представлены вместе, хотя и в несколько произвольном порядке. Однако затем они были перемещены в Реставрационно-хранительский центр в Старой Деревне, где оказались недоступными для посетителей. На протяжении многих лет стоит вопрос о возможности реконструкции ансамбля, который остаётся предметом научной дискуссии. И в 2019 году на экспозиции основного музейного комплекса вновь появились, но только два наиболее программно важных рельефа.
искусство Ренессанса, студиоло, музейная экспозиция, Лувр, Эрмитаж
Renaissance art, studiolo, museum exhibition, Louvre, the Hermitage