ПАНОВА НАТАЛЬЯ ГЕННАДЬЕВНА (Московский архитектурный институт (Государственная академия), Российская Федерация). «Вопрос о цвете в современной архитектуре»: от научно-художественных экспериментов 1920-х годов к новой визуальной образности в архитектуре начала XXI века

NATALIA PANOVA (Moscow Architectural Institute (State Academy), Russian Federation). “The Matter of Colour in Contemporary Architecture”: From 1920s Scientific and Artistic Experiments to Early 21st-Century Visual Language

В 1929 г. по инициативе архитектора-конструктивиста Моисея Гинзбурга один из выпусков журнала «Современная архитектура» был посвящен «вопросу о цвете в современной архитектуре». Постановка такого «вопроса» в одном из центральных периодических изданий 1920-х годов стала своего рода квинтэссенцией тех процессов, которые протекали с начала XX столетия, когда открытия в искусстве и архитектуре привели к значительным трансформациям академического понимания таких категорий как цвет и форма. Начало прошлого века не только в нашей стране, но и в мире следует рассматривать как знаковый период с ярко выраженной экспансией цветового феномена во все сферы жизни, который можно охарактеризовать словосочетанием «цветовой авангард». Новый цветопластический язык формировался как органический сплав теории, практики и педагогики, наиболее последовательно разрабатывавшийся архитекторами, художниками, искусствоведами, философами и другими специалистами в учебных и научных центрах тех лет — БАУХАУЗе, ВХУТЕМАСе, УНОВИСе, ГАХНе.

По отношению к архитектурному творчеству роль цвета, как представляется, точнее всего была охарактеризована М. Гинзбургом в его статье «Цвет в архитектуре». Им были сформулированы четыре положения, которые аккумулировали разнонаправленные исследования цвета, которые велись в 1920-х годах, — от изучения его физиологических свойств до практических способов окраски плоскостей стен и физических свойств красок. М. Гинзбург как первостепенную задачу для современной архитектуры определил необходимость научно обосновать психофизиологическое воздействие цвета на человека. Далее он выделил функциональную роль цвета в организации внутреннего пространства, как способ ориентирования в нем человека. И еще два положения касались собственно архитектурного творчества и тех возможностей, которые для этого предоставляет цвет, — это цветовая коррекция света или освещения различных объектов, и использование возможностей цвета в организации пространства.

Автор рассматривает примеры работы с цветом, в которых нашли отражение сформулированные М. Гинзбургом принципы. С одной стороны, в его теории можно видеть предопределенность архитектурных решений, когда без выработанных лабораторным путем «данных о цвете, … современный архитектор не может сделать и шага». С другой, — использование возможностей цвета в функциональной организации пространства, в потенциале цветного света в формообразовании, наконец, влияние цвета на пространственные построения, — это те приемы, которые давали новые инструменты в архитектурном творчестве. Эти идеи перешли границы эпохи авангарда. Широко известно, что открытия авангарда в приемах формообразования были подхвачены в архитектуре модернизма и позднее. Изучение этих процессов уже давно является предметом многих исследований. Но устремленность современной архитектуры к новаторским экспериментам с цветом 1920-х гг. еще во многом требует осмысления. В архитектуре 1990–2010-х гг. происходит формирование новой визуальной образности, обнаруживается очевидная связь ряда формальных приемов с открытиями и разработками 1920-х годов в области цвета и формы. На примере работ ряда выдающихся архитекторов (Френк Гери, Стивен Холл, Рикардо Легоррета) и архитектурных бюро (MVRDV, LEGORRETA® и др.) проводится анализ характерной для архитектуры последних десятилетий универсальной системы проектирования, оперирующей ясным набором приемов формообразования, в котором моделирование пространства цветом развивает достижения эпохи «цветового авангарда».

цвет и форма, цветовой авангард, цветопластический язык, проектно-пластический синтез, современная архитектура, М. Гинзбург, Баухауз, ВХУТЕМАС, УНОВИС, ГАХН, Френк Гери, Стивен Холл, Рикардо Легоррета, MVRDV, LEGORRETA®

colour and form, colour avant-garde, colour language, contemporary architecture, Moisey Ginzburg, Bauhaus, VKhUTEMAS, UNOVIS, GAKhN, Frank Gehry, Stephen Hall, Ricardo Legorreta, MVRDV, LEGORRETA®