ИВАНОВА-ИЛЬИЧЕВА АННА МИХАЙЛОВНА (Южный федеральный университет, Российская Федерация). Синтез искусств в архитектуре городов Юга России периода советского модернизма

Anna Ivanova-Ilyicheva (South Federal University, Russian Federation). Synthesis of Arts in the Architecture of the Cities of Southern Russia during the Period of Soviet Modernism

Произведения монументального искусства являются одним из узнаваемых элементов художественной культуры периода советского модернизма.

Их применение не ограничивалось целями монументальной пропаганды, но решало задачу наделения смыслом и эмоциональностью лишенной деталей, содержательно нейтральной модернистской архитектуры.

В настоящее время обширный пласт архитектурно-художественного творчества 1960–1980-х гг. на Юге России находится под угрозой исчезновения, так как не признана его ценность, отсутствуют охранная документация и ограничительные регламенты их эксплуатации, реконструкции и приспособления к новым условиям функционирования.

Проблема изучения и охраны произведений монументального искусства, как элемента архитектуры 1960–1980 годов на Юге России, определяет актуальность данного исследования.

Цель исследования — всесторонний анализ монументального искусства периода советского модернизма на Юге России и определение его роли в формировании архитектурно-пространственной среды. Наряду с методами историко-архивных и натурных исследовании, применены искусствоведческий и семиотический анализ, способствующий раскрытию монументального образа-символа.

Оформившаяся в 1970-х гг. школа советского монументального искусства, нашла свое развитие в деятельности художественных объединений и художественно-производственных организаций в регионах: Ростовский комбинат монументального искусства, Сочинские художественные производственные мастерские, Комбинат Художественного Фонда РСФСР в Ставрополе.

Наряду с характерными для советского искусства образами коммунистической эстетики и пропаганды, изображаются мотивы и сюжеты социалистической жизни, природные мотивы, абстрактные композиции. Ярчайший пример монументальной пропаганды —- восьмиметровая стела с мозаичным портретом В.И. Ленина, установленная на входе в парк Ривьера в Сочи (1980 г., художник Т. Джалагония. архит. Ю. Красовский и О. Свердлов).

Конец 1970-х годов в монументальном искусстве связан с поиском символических, метафорических образов и форм, обращением к местным народным художественным традициям.

В регионе представлено многообразие вариантов включения произведений монументального искусства (рельефа, мозаики, настенной живописи, витража, сграффито) в единый архитектурно-художественный образ здания или пространственного ансамбля, характерное для советского модернизма:

  • рельеф, витраж или мозаичная вставка в виде акцента, контрастирующего с гладкой поверхностью стены: металлические барельефы зданий Речного вокзала и Азово-Донского пароходства в Ростове-на-Дону «Герб Ростова», «Каравелла», «Бригантина» (1975 г., 1976 г. худ. С. А. Муха).
  • живописные, мозаичные панно, покрывающие крупные плоскости и доминирующие в композиции здания: мозаичная композиция Театра кукол в Ростове-на-Дону (1970-е гг., художники Г.Н. Снесарев, В.Ф. Коробов), мозаичное панно Торговой галереи в Сочи (1972–1978 гг., худ. З. Церетели).
  • объемные пространственные объекты, включенные в композицию градостроительного ансамбля: Мозаичные композиции бассейнов-фонтанов «Коралл»и «Рыбки» в Адлере (нач. 1970-х гг., худ. З. Церетели), Мозаичная композиция «Древо жизни». (1970-е гг., худ. Г.С. Скопцов, А.И. Шагинов).

Средства синтеза искусств позволяют решить проблему индивидуализации образов произведений советского модернизма — от общественных зданий, построенных по индивидуальным и типовым проектам, массовой жилой застройки до градостроительных объектов на уровне района или даже города.

архитектура, Юг России, советский модернизм, синтез искусств, монументальное искусство

architecture, South of Russia, Soviet Modernism, synthesis of arts, monumental art