ХАИРОВА ВАЛЕНТИНА ШАЙХИТДИНОВНА (независимый исследователь, Российская Федерация). К творческому наследию русского зарубежья: работы Г.К. Лукомского в коллекции Королевского института британских архитекторов в Лондоне (RIBA)

VALENTINA KHAIROVA (independent researcher, Russian Federation). To the Creative Heritage of the Russian Abroad: The Works of G.K. Lukomsky in the Collection of the Royal Institute of British Architects in London

При осмыслении масштаба личности Г.К. Лукомского только теперь можно осознать весь спектр задач, которые он успел поставить перед современниками и будущим поколением. Часть тем, о которых он говорил в своих публикациях, до него не только никто не разрабатывал, но даже не находил в них предмета для научного анализа. К одной из таких тем относится архитектура древних европейских синагог. Поводом для исследования явились обнаруженные в библиотеке RIBA в Лондоне пять фотографий с рисунками Лукомского, изображающими древние синагоги в Польше и Украине. Первоначальное его знакомство с ними произошло, по-видимому, в конце 1915 года, а желание продолжать изучать эту часть культуры неродного ему народа ярко проявилось в годы эмиграции. Результатом его творческих путешествий по всей Европе стали успешные выставки. Тогда же остро встал вопрос об издании книги. Но в довоенной Европе Лукомский смог опубликовать только несколько статей на эту тему. Книга, «Jewish art in European synagogues: from the Middle Ages to the eighteenth century», вышла только в 1947 году. Задержка в публикации книги привела к катастрофическим последствиям, т.к. из-за бомбежек в Мадриде и Лондоне работы автора сохранились только частично. Поэтому 281 иллюстрация в книге включает в себя в основном фотографии, многие из которых предоставлены автору местными краеведами и коллекционерами. Но имеются и несколько черно-белых набросков Лукомского с интерьерами храмов в польских городах Жешуве, Пшеворске, Жмигруде, Хелме.

Намного большей по объему является собрание из 50 фотографий с запечатленными на них памятниками архитектуры из Царского Села, Павловска и Батурина. Снимки, по-видимому, сделаны с авторских фотографий или автохромов, вывезенных Лукомским из России во время эмиграции в 1920 году. Среди них наиболее интересна подборка фотографий с изображением тринадцати фасадов и трех поэтажных планов из проекта реставрации Георгием Крескентьевичем в 1910–1911 годах Батуринского дворца графа Разумовского. Их сопровождает один лист с наброском библиотеки в Яготине, где автором отмечено место обнаружения им планов резиденции в Батурине с собственноручной подписью Чарльза Камерона. Таким образом, Лукомский считает доказанным принадлежность данного объекта к наследию великого шотландца, что является еще одним аргументом в длящемся уже больше века споре специалистов.

Рукописное и художественное наследие Г.К. Лукомского огромно. Помимо литературной составляющей, изданиям его авторства присуща и немалая историческая ценность. Благодаря деятельности Лукомского остались уникальные визуальные свидетельства об утраченных в годы Великой Отечественной войны памятниках: древних европейских синагогах, дворцах в Царском Селе и Павловске. И в этой связи рассмотрение коллекции фотографий в RIBA может быть важным и полезным не только для отечественного искусствознания.

архитектура, синагоги, Царское село, Батуринский дворец, Лукомский

 architecture, synagogues, Tsarskoe Selo, Baturinsky Palace, Loukomsky