БАБАДЖАН СВЕТЛАНА ГЕОРГИЕВНА (Государственный институт искусствознания Министерства культуры РФ, Российская Федерация). Архитектура русского неоклассицизма 1910-х годов в свете программы поэтического акмеизма: к вопросу единства проблемного поля

SVETLANA BABADZHAN (State Institute of Art Studies, Moscow, Russian Federation). Russian Neoclassical Architecture of the 1910s in the focus of the Program of Poetic Acmeism: Interdisciplinary Convergence of the Problem Fields

1910-е годы в русском искусстве отмечены поворотом к классицистическим традициям и образцам. Этот поворот охватил с большей или меньшей программностью все виды искусства. Однако феномен неоклассицизма все еще требует обобщающего осмысления.

В архитектуроведческой литературе утвердилось представление о зарождении неоклассицизма в соответствии с логикой архитектурного процесса, а также под влиянием деятельности объединения «Мир искусства». Только в издании 2002 года «Русский неоклассицизм» впервые были объединены главы, посвященные архитектуре, живописи, прикладному искусству. Этим был намечен путь к осмыслению архитектуры неоклассицизма в контексте художественной культуры 1910-х годов в целом, которая и обусловила, в более широком смысле, формирование и развитие стилевого направления.

С тех пор попытки исследования архитектуры неоклассицизма как части неоклассического общекультурного поворота не предпринимались, только в отдельных статьях указывалось на спорность некоторых устоявшихся представлений.

Автором доклада была поставлена задача проанализировать проблематику неоклассицизма в нескольких областях искусства: поэзии, театре, живописи. Неожиданно выявленная близость теоретических программ в этих сферах искусства подтверждает единство неоклассического поворота. Наиболее очевидное единство принципов связывает архитектуру с поэтикой неоклассицизма. Обширный корпус критических текстов акмеизма позволяет ясно увидеть не только общность хронологических рамок, терминологии, но и принципов формообразования, идеологических оснований, противоречивости целей. Такое сближение проблематики неоклассической поэзии и архитектуры позволяет, во-первых, предметно и последовательно указать на единство проблемного поля искусства неоклассицизма, а во-вторых, обнаружить новые ракурсы взгляда и инструменты анализа, заимствованные из риторики акмеизма и «спроецированные» на область зодчества.

«Преодолевшие символизм» и стремящиеся к «ясности» мировосприятия акмеисты сформулировали ключевые требования к неоклассической форме поэтического слова, которые с поразительной верностью описывают и принципы формы архитектурной: «гармонии и меры, простоты и прямоты», равновесия и логики. Риторика акмеизма актуализирует проблему «мастерства», как способности следовать норме и правилу, возводя в образец мастерство средневекового ремесленника и артельную организацию его труда. Вслед за акмеизмом и архитектурная теория призывает к восстановлению цеховых «корпоративных устоев» для достижения совершенства в исполнении работ. Акмеизм пересматривает отношение к историческому образцу, указывая на необходимость восстановления его подлинного культурного значения вместо «перекодированного» художником-символистом. Этот тезис программы акмеизма, спроецированный на архитектурную теорию и практику, позволяет поставить вопрос о семиотическом значении классицистических образцов в рамках движения неоклассицизма.

Эти общие для поэтики и архитектуры неоклассицизма формологические и идеологические основания будут проанализированы в докладе.

неоклассицизм, акмеизм, архитектура неоклассицизма, междисциплинарный анализ

neoclassicism, acmeism, neoclassical architecture, interdisciplinary analysis