КЛИМЕНКО ЮЛИЯ ГАВРИИЛОВНА (Московский архитектурный институт (Государственная академия); Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства, Российская Федерация). Архитектурные конструкции и проблема атрибуции памятников русского классицизма
JULIA KLIMENKO (Moscow Architectural Institute (State Academy); Research Institute of Theory and History of Architecture and Urban Planning, Russian Federation). Architectural Construction and the Attribution Issues of Russian Classicism Monuments
В совокупности признаков, определяющих архитектурную атрибуцию, немаловажную роль играют конструктивные особенности. Мировой опыт изучения истории архитектуры и строительного искусства доказывает широкий диапазон предпочтений, используемых различными строительными школами. Внимание к причинам выбора определенных конструкций позволяет глубже осваивать уровень культуры и художественный потенциал каждой из этих национальных школ, а также устанавливать причастность их представителей к произведениям, созданным вдалеке от Родины. Спустя столетия роль этих знаний при отсутствии других исторических документов может стать решающим аргументом в вопросах атрибуции архитектурного наследия.
Недостаточное внимание к изучению строительных конструкций в отечественной историко-архитектурной науке объясняет масштаб ошибочных атрибуций в публикациях, ставших предметом долгих и острых дискуссий последнего столетия. Среди наиболее опасных и неудачных попыток при выработке определенных критериев, следует назвать ориентацию на художественный почерк декоративных элементов фасада. Заимствованный искусствоведами из опыта атрибуции живописи и графики, прием установления архитектурного авторства по характеру «завитков» привел к неверным заключениям и был раскритикован рядом специалистов в последней трети ХХ в.
Значительное количество заблуждений в этой области требовало усилить внимание к исследованию родного архитектурного языка у иностранных мастеров, прибывавших в Россию. Изучение местных строительных материалов, особенностей конструктивных и инженерных традиций, способствовавших национальным достижениям, позволяет со временем надеяться на исправления ошибочных версий. Кроме этого, данный исторический опыт может оказать существенную помощь в эволюции современного архитектурного языка и в вопросах реставрации памятников прошлого.
В докладе предполагается сосредоточить внимание на исследовании серии сводов, появление которых в российской практике связано с началом классицистической эпохи. К работе привлекаются не только натурные обследования, историко-графические проектные и фиксационные документы, но и анализ отечественных публикаций по сводам и перекрытиям. Опасность терминологических ошибок потребовала сопоставления широкого перечня западноевропейских увражей, энциклопедий и специализированных словарей XVIII–XIX веков. Выполненные наглядные схемы и цифровые модели конструктивных решений могут способствовать лучшему восприятию материала доклада и пониманию сделанных выводов. Визуализация способов возведения отдельных конструкций позволяет определить степень заимствования или, напротив, вернакулярный характер в их использовании. Идеи космополитизма, питавшие произведения русского классицизма, объединяли инженерные решения одних мастеров с архитектурными идеями других. Инфильтрация художественных моделей всех исполнителей (включая архитектора, инженера, строителя, декоратора, орнаменталиста и других соавторов) с желаниями заказчика составляли сложное и мощное явление, свидетельствующее о рождении нового стиля, конвергенция которого с существующими европейскими художественными направлениями не всегда была очевидной. Таким образом, внимание к изучению истории архитектурного конструирования способно приоткрыть завесу на решение многих значимых и занимательных вопросов не только эпохи классицизма, но и более широко, учитывая регулярное возвращения интереса к этому стилю в ХХ в.
Исследование выполнено в рамках Плана фундаментальных научных исследований РААСН и Минстроя России на 2020 г. Тема 1.2.21.
инженерные конструкции, художественные стили, вопросы идентификации, аутентичные источники, взаимовлияние, перенос знаний, архитектурное образование
engineering, art styles, identification issues, authentic sources, mutual influence, knowledge transfer, architectural education