ВОЛОДИНА АЛЕКСАНДРА ВЛАДИМИРОВНА (Институт философии РАН, Российская Федерация). Вернакулярное в искусстве: общий язык локального опыта

ALEXANDRA VOLODINA (Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences, Russian Federation). The “Vernacular” in Art: Common Language of Local Experience

Постоянная трансформация социальных практик и контекстов, в которых существует искусство сегодня, способствует поиску нового теоретического инструментария для изучения культуры. В особенности это касается исследований той области искусства, которая работает с массовыми, коллективными процессами и переживаниями и потому требует разработки подходов, включающих в рассмотрение телесный и аффективный аспект эстетического опыта. В свете этой проблематики в докладе будет рассмотрен теоретический потенциал различных подходов к исследованиям “вернакулярного” в искусстве, которые являются продуктивными для рассмотрения того, как, казалось бы, универсальный язык массовой и мейнстримной культуры преломляется в локальном повседневном опыте.

Если поначалу термин “вернакулярное”, как правило, имел отношение к исследованиям “туземной” архитектуры и ремёсел (то есть архитектуры, созданной без участия профессиональных зодчих, аутентичной и обладающей определенными художественными достоинствами), то впоследствии диапазон его применения был расширен. Понятие вернакулярного оказалось эффективным инструментом для выявления и описания стихийно складывающихся, наивных, пластичных и “промежуточных” способов бытования искусства, не встраиваемых в бинарную схему элитарного и массового искусства. Такая решительная трансформация термина инициирована М. Хансен в её концепции “вернакулярного модернизма” (хотя, её подход, несомненно, уходит корнями в более широкий контекст cultural studies и соответствует заявленному ещё Р. Уильямсом интересу к “обычному”, “общему” измерению культуры). Концепция Хансен в исследовании кинематографа трактует вернакулярное как привычные и постоянно циркулирующие в сообществе образы и практики взаимодействия с искусством; это зона очень разнородных явлений и процессов, тесно связанных с местными дискурсами и, в то же время, рефлексивных по отношению к ним. Такое рассмотрение предполагает акцент на опыте соучастия и на аспекте воображаемого, поскольку Хансен интересует не вернакулярное искусство само по себе, а вернакулярное в искусстве, иными словами, не столько формальная специфика артефакта, сколько проявленный в нём способ конструирования опыта обживания пространства.

Подобный подход подразумевает расширительное понимание искусства и культуры, и, возможно, его продуктивное развитие для решения исследовательских проблем, связанных с современным кино, видеоартом и сериалами (в концепции вернакулярного постгуманизма Д. Эйерса), а также фотографией (в исследованиях К. Финнеган, Э. Хатчинсон и др.). В то же время, с его помощью можно изучать и “аналоговые” практики создания арт-сред и ассамбляжей (в контексте наивного и аутсайдерского искусства), которые остаются малоисследованными. В докладе будет предложена авторская стратегия концептуализации “вернакулярной” составляющей такого “миноритарного” (в делёзианской трактовке понятия) средового искусства.

вернакулярное, аффект, коллективное переживание, массовая культура, средовое искусство, кино, аутсайдер-арт, Хансен,Делёз

vernaculr, affect, shared experience, mass culture, environmental art, cinema, outsider art, Hansen, Deleuze