АРОНСОН ОЛЕГ ВЛАДИМИРОВИЧ (Институт философии РАН, Российская Федерация). Античность как способ понимания искусства в мире медиа-образов

OLEG ARONSON (Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences, Russian Federation). Antiquity as a Way of Understanding Art in the Age of Media

Классическое искусство постоянно обращалось к античным сюжетам, находя в них устойчивые образы понимания современности. Кинематограф также на протяжении своей истории имеет дело с образами античности, воплощенными в литературе и пластических искусствах. Однако сегодня, в связи с изменением концепций развития медиа-теории и появлением новых способов интерпретации античности, можно обнаружить те отношения между ними, которые ранее были неочевидны. Прежде всего, медиа- и кинематографические образы (что показано в двухтомнике Ж. Делёза «Кино») вступают в конфликт с историей изображений (Bildwissenschaft). Это, по преимуществу, образы аффективные, связанные с действием, а не изображением, ориентированным на зрение и созерцание. Такие образы имеют дело, прежде всего, с «общим чувством», а не с индивидуальным опытом восприятия. Рассматривая античность как историческое место, своеобразный генеалогический исток европейского общего чувства, где оно связано с полисом (коллективным восприятием и социальным действием) и фюсисом (сопричастностью к органике природы), можно по-новому взглянуть на кино как феномен массового общества. Для этого надо пройти путь от иллюстративных фильмов в жанре пеплум через обращение к греческой трагедии режиссерами авторского кино к фильмам, в которых никакого изображения древности уже нет, но реанимируется тот утраченный опыт мировосприятия, когда семиотика сил – не изобразительных знаков, а страстей и стихий – находит свое воплощение в техниках кадрирования и монтажа.

Античность, кинематограф, образ, аффект, стихия, полис, фюсис, медиа

antiquity, cinema, image, affect, element, polis, physis, media