ПЕТРОВСКАЯ ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА (Институт философии РАН, Российская Федерация). Общность и ее пластические воплощения

HELEN PETROVSKY (Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences, Russian Federation). Community and Its Plastic Embodiments

Каким образом практика современного искусства заставляет нас пересмотреть установки и принципы классической эстетики? Так в самом общем виде можно сформулировать вопрос, который станет предметом рассмотрения на конкретном материале. Одновременно предстоит сформулировать представление о социальном знаке, или знаке-иероглифе, который вытекает из самих художественных практик, подсказывая нам, в какую сторону может развиваться современная теория искусства. В качестве конкретного примера берется скульптура Вадима Сидура, самобытного советского художника. Очевидно, что такие работы не укладываются в классические представления о красоте. Контрапунктом выступает трактат Г.Э. Лессинга «Лаокоон» (1766), где классическая скульптура интерпретируется как то, что передает момент, равный вечности, а стало быть, нечто идеализированное, подчиненное идее красоты. У Сидура, напротив, скульптура выражает не индивидуальный героизм, когда боль преодолевается во имя гармоничности пластического образа, а коллективную боль и страдание, не подлежащие снятию — гармонизации — в произведении искусства. (Сам Вадим Сидур был участником Великой Отечественной войны и получил тяжелое ранение.)

Чтобы понять, как именно можно описать такую скульптуру, уместно обратиться к представлению об иероглифе у С.М. Эйзенштейна. Для Эйзенштейна это не только сочетание рисунка и понятия, но и «столкновение» того и другого как принцип монтажа. Продуктивность его наблюдений заключается в том, что иероглиф выражает общезначимое (у него — понятие) с помощью наглядных элементов. Продлевая эту мысль, можно сказать, что здесь отсутствует привычное для нас символическое опосредование, то есть скульптура как таковая и есть социальный знак боли. При этом знак этот неотделим от самой социальной материи, которой он не противостоит, но в которой напрямую соучаствует. Такие знаки, бросающие вызов лингвистической модели, выявляют несводимую общность, в данном случае — негероическую общность тех, кто разделил страдание, а это, подчеркнем, специфический опыт большей части ХХ века. В целом знаки-иероглифы находятся в разительном контрасте с принципами автономии и индивидуальности, типичными для классических версий философии искусства.

классическая эстетика, современная теория искусства, скульптура, знак-иероглиф, Г.Э. Лессинг, В. Сидур, С.М. Эйзенштейн

classical aesthetics, contemporary art theory, sculpture, hieroglyphic sign, G.E. Lessing, V. Sidur, S.M. Eisenstein