БУЧКА АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (Южный федеральный университет, Российская Федерация). Композиционные архетипы плоскостной геометрической композиции. На примере русского авангарда

ALEXANDER BUCHKA (South Federal University, Russian Federation). The Composite Archetypes Of Flat Geometric Composition. On The Example of the Russian Avant-Garde

Предметом исследования является плоскостная геометрическая композиция. Объектом исследования выступают композиционные особенности и эмоциональное содержание различных архетипов плоскостной геометрической композиции. Актуальность исследования обусловлена междисциплинарными связями традиционного курса цветоведения с курсом основ композиции, с разделом эмоционального содержания плоскостной геометрической композиции в цвете, с теоретическими основами структурного анализа нефигуративной живописи, с дисциплиной «Живопись». Реализация результатов исследования предназначена для курса «Колористика. Цвет и форма» направления бакалавриата дизайна и архитектуры. Аналоги исследования первоначально ограничены беспредметной живописью и эскизными проектами архитектуры 10-х–30-х годов XX века, русским и советским авангардом, принципами курса «Пространство» Н. А. Ладовского во ВХУТЕМАСе.

Гипотеза исследования подразумевает выделение надстилевого уровня композиционных архетипов с выраженным своеобразием эмоционального строя, творческой концепции, средств и приёмов выражения. Архетипы проявляются двояко: в стилевых периодах, направлениях и периодах творчества не в чистом виде, а как составляющие элементы конкретных произведений полихромии на плоской поверхности, форме и в пространстве; либо в диахроническом порядке эпох, созвучных по темпераменту общественных страстей. Минимальное количество выделенных архетипов равно шести: «Энергия», «Совершенство», «Молчание», «Разрушение», «Инобытие», «Трепет».

Каждый композиционный архетип представляет в чистом виде воплощение определённого эмоционального состояния. Настроение выражается в соединении, сопоставлении и слиянии изобразительных и выразительных средств: в ограниченной палите оттенков, тональности; стилизации пятен, фигур, линий и поверхностей; в очертании формата и структуре фона; в выявлении, изменении или иллюзорном преобразовании картинной поверхности; в отборе изобразительных элементов, отношений и связей; в степени трансформации доминанты. В зависимости от количества отобранных изобразительных и выразительных элементов композиция может быть элементарной, примитивной, простой, сложной, запутанной и «невозможной».

Для подтверждения эмоционально-образного строя используется семантическое и биографическое описание картины из авторитетного искусствоведческого источника. Усвоенный аналитический материал и структурный подход подразумевают дальнейший процесс переосмысления авторской концепции первоисточника и творческое воплощение заданной студенту композиционной задачи.

цвет и форма, колористика, плоскостная геометрическая композиция, стилизация, композиционный архетип, эмоциональный строй композиции, живопись русского авангарда, изобразительные и выразительные элементы живописи

color and form, color, flat geometric composition, pastiche, compositional archetype, emotional state of composition, painting of the Russian avant-garde, pictorial and expressive elements of painting