ЕВСЕВЬЕВ МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ (Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация), СОХОР ТАТЬЯНА ЕВГЕНЬЕВНА (Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация). Центральные образы скульптурных комплексов (монументов), посвященных победе над фашизмом («Родина-мать» в русской и европейской традициях)

MICHAEL EVSEVIEV (Saint Petersburg State University, Russian Federation), TATYANA SOKHOR (Saint Petersburg State University, Russian Federation). Central Images of Sculptural Complexes (Monuments) Dedicated to the Victory over Fascism (“Motherland” in Russian and European Traditions)

Возведенные за 75 лет, прошедших после окончания Второй мировой войны, грандиозные монументы хранят коллективную память о защитниках Отечества, напоминая о смысле победы над фашизмом новым поколениям, о страданиях людей и ужасах войны. Среди многочисленных памятников, установленных в послевоенные годы на территории СССР (России) и европейских стран, особенно привлекают те, в которых воплощена идея женского начала. Женские образы символизируют образ мира, гармонии, воспоминания о детских годах. «Родина-мать» — защитница домашнего очага, осиротевшая, с искалеченной судьбой, но не сломленная.

Содержательность и закономерность константы женского начала в монументальной скульптуре связаны с историческим развитием каждой отдельной страны или ее народов, традиций, идентичностью, жертвенностью, их свободой, оплаченной дорогой ценой, благодарной памятью погибшим.

Поскольку в СССР не было ни одной семьи, которой не коснулась бы война, авторы монументов и ансамблевых композиций являлись либо фронтовиками, либо людьми, близко соприкоснувшимися с войной. Аналогичная ситуация наблюдалась и в других странах. Произведения искусства были не столько плодом творческой фантазии, сколько воссозданием представлений о мире, которого так долго ждали. Огромное количество монументов «Родине-матери» было создано в послевоенные годы на территориях бывших союзных республик и других стран. Каждый из памятников имеет свой колорит («Майр-Айастан» /Ереван, Армения/, «Картли Дэда» /Тбилиси, Грузия/, «Мать Пирчюписа» /Пирчюпис, Литва/, «Родина-мать зовет» /Волгоград, Россия/, «Мать-Родина» /Санкт-Петербург, Россия/, «Milletiň pgullary» /Ашхабад, Туркмения/, «Родина-мать» /Вахдат, Таджикистан/, «Батькiвщина-мати» /Киев, Украина/, Освобождение /Будапешт, Венгрия/, богиня Ника /Варшава, Польша/ и др.), позволяющий сохранить коллективную память о погибших и страдавших родных и близких в масштабе национальной традиции.

Самым первым послевоенным монументом с центральной женской фигурой по праву может считаться мемориальный комплекс «Освобождение» в Будапеште (Венгрия) (ныне — статуя «Свобода»), возведенный в 1947 г. Удачно выбранный ракурс ее установки сделал эту скульптуру символом страны и ее столицы.

Далеко не все памятники получили большую известность и популярность. В СССР (России) первенство, безусловно, принадлежит грандиозной скульптуре «Родина-мать зовет!» в Волгограде. Решительная, смелая, зовущая на подвиг, она разительно отличается от торжественно-скорбной фигуры «Мать-Родина» на Пискаревском кладбище в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Утверждающие, оплакивающие, скорбящие, смелые, готовые к защите своего дома — каждый женский образ, созданный раньше или появившийся ныне, отражает именно женскую составляющую, и чаще всего материнскую.

Монументальная скульптура, памятники, Вторая мировая война, Родина-Мать

Monumental sculpture, monuments, World War II, Motherland