АББАСОВА ГАЛИНА ЭЛЬБРУСОВНА (Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Российская Федерация). «Вбить осиновый кол в умирающий романтизм старого Востока»: о творческих командировках советских художников в Среднюю Азию по материалам периодической печати 1920-х – 1930-х гг.

GALINA ABBASOVA (The Pushkin State Museum of Fine Arts, Russian Federation). “Beating an Aspen Stake into the Dying Romanticism of the Old East”: On the Subject of Creative Assignments of Soviet Artists Travelling to Central Asia Based on Materials in the Periodic Press of the 1920s and 1930s

Творческие, или целевые, командировки художников получили широкое распространение в СССР со второй половины 1920-х гг. География таких командировок была весьма разнообразна: от ледяных пустынь Арктики до горных хребтов и долин Памира. Художникам предоставлялась возможность посетить самые труднодоступные регионы Советского Союза, запечатлеть их в этюдах и картинах, представить на отчетных выставках. Выбор направления командировки определялся и личным желанием художника, и «производственной необходимостью», продиктованной государственным заказом. В настоящее время проблема творческих командировок вызывает интерес все большего числа специалистов. Однако, командировки в Среднюю Азию остаются, по-прежнему, практически не изученными. Данная статья призвана отчасти восполнить существующий пробел.

Объектом изучения в предложенном исследовании являются воспоминания графиков и живописцев, посетивших Узбекистан, Туркмению и Таджикистан в 1920–1930-е гг. Значительная часть написанных художниками текстов была опубликована на страницах советской периодики. Эти тексты представляют собой своеобразные репортажи, освещающие различные аспекты пребывания художников в командировках по Средней Азии — от организационно-технических вопросов до поисков новых средств художественной выразительности. Проблематику исследования определяет выведенная в заглавие цитата Павла Соколова-Скаля: в контексте творческих командировок рассматриваются представления советских художников, критиков и искусствоведов о «восточной» культуре, анализируется созидаемый ими образ «нового Востока».

советское искусство 1920–1930-х гг., периодическая печать, АХРР, МОССХ, Всекохудожник, творческие командировки, Средняя Азия, Советский Восток, ориентализм, Михаил Филиппович, Петр Покаржевский, Павел Соколов-Скаля

Soviet art of the 1920s and 1930s, periodic press, AKhRR, Association of Artists of Revolutionary Russia, MOSSKh, Moscow Regional Union of Soviet Artists, Vsekokhudozhnik, All-Union Artists’ Co-operative, creative assignments, Central Asia, Soviet East, Orientalism, Mikhail Filippovich, Pyotr Pokarzhevsky, Pavel Sokolov-Skalya