КОРОЛЕВА АНАСТАСИЯ ЮРЬЕВНА (Российская Академия художеств, Российская Федерация). Между «вырождением» и «возрождением». Женские образы в живописи «Новой вещественности»

 ANASTASIA KOROLEVA (Russian Academy of Arts, Russian Federation). Between the “Degeneration” and “Revival”. Female Images of New Objectivety

Для немецкой культуры эпоха Веймарской республики (1919–1933) стала значимым периодом переосмысления социальных установок. Целью доклада является рассмотрение женских образов в немецкой живописи 1920-х — начала 1930-х гг. и выявление специфики художественного метода и стоящих за ним особенностей творческого сознания, важных для уяснения сути германского искусства этого времени. Тем более, что его систематическое изучение никогда ранее не предпринималось в отечественной науке.

«Вырождение» и «возрождение» — те две крайние точки, между которыми балансирует искусство Новой вещественности, представленное двумя кардинально отличными друг от друга крыльями тогдашнего искусства: «веристами» и «магическими реалистами» (нео- или квази-классицистами). Они словно демонстрируют разные ракурсы при рассмотрении жизни современного им германского общества, от гротескных, остро сатирических работ О. Дикса, Г. Гросса и Г.Шольца, Р. Шлихтера, К. Хуббуха и других до буржуазно благопристойных образов А. Канольда, Г. Шримпфа, К. Мензе, К. Шада и прочих. В этом контексте особый интерес представляют произведения, отражающие изменение роли женщины в обществе. Обращение к теме проституции в картинах первых нацелено на выявление социальных последствий известных событий германской истории Скандальная комбинация обнаженного тела с изображением вернувшихся с войны калек, знаками упадка и смерти, не позволяют зрителю ни осуждать низменные проявления современного общества, ни любоваться изображенным. Однако Новая вещественность знает не только уродство, преломленная в свете женского портрета, эпоха между двумя войнами демонстрирует зрителю не только «последствия войны» и затаенные страхи, но и надежду на лучшее, будущее и вечные ценности человеческих отношений.

Новая вещественность, искусство Веймарской республики, веризм, магический реализм, женские образы, женский портрет, социальная критика

new objectivity, art of Weimar republic, verism, magic realism, female images, female portrait, social criticismus