ДРОЗДОВА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА (Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, Российская Федерация). Пейзажное творчество К. Юона 20–30-х годов в актуальном дискурсе современного искусствознания

MARIA DROZDOVA (Saint Petersburg Academy of Arts, Russian Federation). Landscape Art of K. Yuon of the 20–30s in the Current Discourse of Contemporary Art History

Творчество Константина Юона в советском искусствоведении всегда рассматривалось как классический пример продолжения устойчивой традиции пейзажной живописи конца XIX — начала ХХ века. Его главными достижениями считались лирические городские, архитектурные пейзажи с включенными в них жанровыми сценками.

 В докладе предполагается рассмотреть работы 20–30-х гг. ХХ века, в которых К. Юон выступает в роли новатора, одного из художников, заложивших новые направления развития советского пейзажа, нашедшего в послереволюционный период современные художественные средства и образы для изображения проблем и явлений окружающей действительности новой России. Его мотивы и герои картин — люди, строящие жизнь в новой реальности, впоследствии будут широко использоваться художниками-пейзажистами следующих поколений.

Будучи официально одобренным и поддерживаемым советской властью художником, Юон в искусствоведческой литературе часто рассматривался как живописец, продолжающий традиции классического искусства, удобно вписавшегося в созданную в 30–50 гг. ХХ века стилистику социалистического реализма, соединяющую черты реалистической живописи с идеологическими требованиями эпохи. Глубокому анализу таких работ Юона как «Новая планета» (1921), «Люди» (1929), «Люди будущего» (1929), «Симфония действия» (1922), «Парад на Красной Армии» (1923) исследователями его творчества было уделено недостаточно внимания. В этих полотнах художника произошел отход от реалистической традиции конца ХIХ — начала ХХ века, в его творчестве появляются новые герои — его «новые люди», строители новой реальности, а пейзаж становится более обобщенным, акцент смещается с передачи свето-воздушной атмосферы и богатства природы на более общую, более философскую, утопическую с элементами фантастики, картину окружающего мира. При этом художник не порывает с традицией изображения городского пейзажа, а модифицирует и обогащает ее. Это путь эволюции живописных средств, а не резкого поворота, произошедшего в творчестве художников авангардных направлений, отказавшихся от классических реалистических основ живописи и предложивших иной путь развития искусства. Юон в своем творчестве 20–30-х гг., соединив классические основы фигуративной живописи с новыми мотивами, настроениями, образами и живописными приемами, сыграл значительную роль в сложении новых направлений советской пейзажной живописи: индустриальном, лирическом, историко-революционном и мемориальном, которая до сих пор оставалась недооцененной.

Переосмысление значения творчества К. Юона 20–30-х гг. ХХ века открывает новые перспективы как для исследования эволюции жанровой специфики отечественного пейзажа середины 20-х гг., так и для изучения творчества самого мастера и других советских художников-пейзажистов первой половины и середины ХХ века.

Юон, русский пейзаж, советский пейзаж, русское искусство ХХ века, история русского искусствa

Yuon, Russian landscape, Soviet landscape, Russian art of the 20th century, history of Russian art