БАБАЕВ КИРИЛЛ ВЛАДИМИРОВИЧ (Институт Дальнего Востока РАН, Российская Федерация). Из мезолита в поставангард: трансформация изобразительного искусства аборигенов Австралии конца XX — начала XXI века
KIRILL BABAEV (Institute of Far Orient of the Russian Academy of Sciences). From Mesolyte to Post-Vanguard: The Transformation of Aboriginal Australian Painting of the Late 20th and Early 21st Centuries
Искусство аборигенов Австралии — древнейшая непрерывная художественная традиция в современном мире — во второй половине XX в. переживает революционные изменения. Ломка традиционного уклада жизни, с одной стороны, и бурный рост интереса общества и государства к культурам аборигенов, с другой, приводят к появлению новых форм живописи, в которых древние традиции и анимистические представления сливаются с современными методиками, материалами и мотивами в изобразительном искусстве. Происходит единственный в истории почти молниеносный переход от культуры мезолита, в которой жили австралийские аборигены до середины XX в., к современной постиндустриальной культуре. Художник, ранее творивший охрой на стенах пещер, оказывается перед прямоугольным холстом, акриловыми красками и запросами современного рынка, обеспечивающего ему существование.
Помимо этого, перед аборигенными мастерами встаёт необходимость не столько изобразить, сколько скрыть изображаемое, т.к. большинство мотивов традиционной живописи священны и не могут демонстрироваться чужим (в числе которых не только белые австралийцы, но и женщины любого цвета кожи). Кроме того, художникам приходится преодолевать и общинное сознание, налаживая культурный обмен с коллегами из других этнических групп, что в традиционной культуре было строго табуировано. В этих условиях в Центральной и Западной Австралии формируются новые уникальные формы изобразительного искусства, призванные как отразить богатый символизм культуры аборигенов континента, при этом скрыв то, что считается священным знанием, так и соответствовать потребительским запросам клиентов — городских жителей с их современными вкусами к живописи.
В докладе анализируются эти и другие причины революционной трансформации искусства австралийских аборигенов в конце XX в. и формирования наиболее известной техники современного австралийского искусства — т.н. «точечной живописи» (dot painting), отразившей главную тенденцию искусства аборигенов: попытку совместить мезолитическую культурную традицию с поставангардной эпохой.
Материал доклада собран в ходе научной экспедиции в Центральную Австралию в феврале-марте 2020 г.
австралийское искусство, искусство австралийских аборигенов, точечная живопись, современное искусство, поставангард
Australian art, aboriginal art, dot painting, modern art, contemporary art, post-vanguard