МЕРЕКИНА ОЛЬГА ОЛЕГОВНА (куратор, Китай), ПАНОВА ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА (European Association for Chinese Studies, США). Символическое значение искусства пещерного комплекса Могао и его роль в художественном образовании современного Китая
OLGA MEREKINA (art curator, China), OLGA PANOVA (European Association for Chinese Studies, USA). Symbolic Meaning of the Mogao Cave Art and Its Role in the Art Education in Modern China
Пещерный комплекс Могао, расположенный в западном конце коридора Ганьсу в 25 км от оазиса Дуньхуан, является уникальным памятником культуры Великого шелкового пути. Комплекс включал более тысячи пещер, которые создавались с IV по XIV вв. Пещеры были оформлены настенными росписями, расписными барельефами и скульптурами, представляющими образцы влияния и синтеза разных художественных традиций Шелкового пути – индийской, центрально-азиатской, тибетской, китайской и пр.
К началу XX в. комплекс находился в полуразрушенном состоянии. После того как в 1900 г. даосский монах Ван Юаньлу обнаружил в одной из пещер собрание библиотеки местного буддийского храма, комплекс Могао стал точкой притяжения исследователей и археологов из Европы, Российской империи и Японии. Большая часть содержимого библиотеки, включая рукописи и картины, была вывезена за границу. В 1910 г. китайские власти переместили часть рукописей из буддийской библиотеки в Пекин. Настенные росписи, покрывающие около 45 000 кв. м. пространства пещер, остались без внимания, не вызвав должного интереса ни у цинской администрации, ни у китайских ученых. На протяжении последующих двух десятилетий комплекс Могао ассоциировался в общественном сознании Китая с разграблением культурных ценностей империалистами. Только к концу 1930-х гг. искусство Могао приобрело национальное значение и привлекло внимание интеллектуальной элиты республиканского Китая.
Важную роль в возрождении интереса к искусству комплекса Могао в XX в. сыграли китайские художники, в особенности Чжан Дацянь (1899–1983), Ван Цзыюнь (1897–1990) и Чан Шухун (1904–1994). В первой половине 1940-х гг. они инициировали и организовали масштабное копирование и систематизацию росписей и скульптур из пещер Могао. Благодаря высокой степени сохранности, росписи и скульптуры стали визуальным свидетельством «золотого века» китайской цивилизации, поиском которого были озабочены интеллектуалы Китайской Республики в период японской оккупации. Отчасти благодаря выставочной и преподавательской деятельности этих живописцев художественное наследие пещерных храмов Могао превратилось в символ национального искусства Китая и вошло в фонд основных визуальных источников китайской культуры до монгольского завоевания XIII–XIV вв.
Значимость искусства комплекса Могао для национального самосознания обеспечило ему особое место в художественном образовании КНР. Начиная с 1980-х гг., Могао стал важнейшим центром профессиональной подготовки художников и реставраторов нового Китая. Настенные росписи по настоящий момент изучаются студентами в рамках учебной программы художественных ВУЗов современного Китая, а искусство Дуньхуана по-прежнему остается источником идей в современной живописи и дизайне.
Повторное открытие в XX в. пещерного комплекса Могао и его символическое значение для искусства и художественного образования Китая до настоящего момента не становились объектом специального исследования. Цель данного доклада — восполнить этот пробел, решив следующие задачи: изучить первичные и вторичные источники, и проанализировать противоречия между многокультурным наследием пещер Могао и распространяемым в современном Китае образом монолитной национальной идентичности.
пещеры Могао, Дуньхуан, художественное образование,национальное искусство Китая, Чжан Дацянь, Ван Цзыюань, Чан Шухун
Mogao caves, Dunhuang, art education, national art of China, Zhang Daqian, Wang Ziyun, Chang Shuhong