ЛИДОВА НАТАЛЬЯ РОСТИСЛАВОВНА (Институт мировой литературы Российской Академии наук, Российская Федерация). Световой ореол в иконографии Будды
NATALIA LIDOVA (Institute of World Literature Russian Academy of Sciences, Russian Federation). The Aureole of Light in the Iconography of Buddha
Представление о сиянии, которое при определенных условиях способно исходить от головы (или всего тела) великого человека или сверхъестественного существа, было известно целому ряду традиций древности. Оно существовало в античной Греции, где эти особые световые эманации называли аурой (aura) или ореолом (aureole), что буквально значило «дуновение», «веяние». В латинском мире было распространено близкое по смыслу понятие нимба (nimbus), имевшее буквальное значение «облако». Позднее, уже в христианской традиции, изображение светового круга вокруг головы Иисуса Христа, Девы Марии, ангельских сил и многочисленных христианских святых стало неотъемлемым признаком святости и божественности, по сути, одним из обязательных иконографических признаков.
Аналогичная концепция была известна и на Востоке, в частности, в Индии. На санскрите это тонкое световое излучение, эманируемое божеством или совершенной личностью, имело несколько названий. Оно могло определяться как śiraścakra, буквально «колесо [вокруг] головы». Если же подразумевалось сияние, окружавшее все тело в виде языков пламени, то использовались другие понятия, а именно, prabhāmaṇḍala, bhāmaṇḍala — «сияющий круг» или prabhāvali — «сияющая арка». Иногда тонкие разноцветные лучи — raśmi, не образовывали какой-либо целостной формы, а просто исходили в пространство от различных частей тела, создавая своеобразную световую гирлянду.
Любопытно, что феномен этого невидимого в обычных условиях излучения получил широчайшую известность даже не столько по его описаниям в литературных источниках (которые как раз упоминают о нем сравнительно редко и скупо), сколько благодаря многочисленным произведениям изобразительного и пластического искусства. Множество дошедших до нашего времени статуй древнеиндийских богов окружены ореолом из языков пламени или световым нимбом вокруг головы. Последнее относится, в том числе, к памятникам буддийской традиции, иконографический канон которой, начиная с определенного времени, предписывал изображение светящегося нимба вокруг головы Будды. Это считалось настолько важным, что был найден способ передавать это свечение и в круглой скульптуре: довольно большой, правильной формы, диск прочно крепился на некотором расстоянии непосредственно за головой божества.
Следует отметить, что в науке не существует однозначного мнения по поводу места и времени происхождения данного символа. Признается, однако, что по степени распространенности и значимости на Западе он был характерен, в первую очередь, для христианского, а на Востоке – для буддийского искусства. В предлагаемой работе будут исследованы различные точки зрения на формирование концепции светового ореола в ранних изображениях Будды, варьировавшиеся от общечеловеческого архетипического образа до локального проявления традиционного восточного мистицизма.
Будда, буддийская иконография, аура, ореол, нимб, эманация, световой круг
Buddha, Buddhist iconography, aura, halo, nimbus, emanation, shining circle