БЕЗМАТЕРОВА ЮЛИЯ НИКОЛАЕВНА (Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Российская Федерация). Картинная галерея В.А. Кокорева в контексте музейной практики в России XIX века

YULIYA BEZMATEROVA (Russian Academy of Painting, Sculpture and Architecture of Ilya Glazunov, Russian Federation). Vasily Kokorev Art Gallery in the Context of Museum Practice in Russia of the 19th Century

Крупный предприниматель из среды старообрядчества, купец и видный общественный деятель Василий Александрович Кокорев старался активно участвовать в культурной жизни Москвы. На волне общего интереса к коллекционированию в России (в середине XIX века появляются и расширяются собрания Д.П. Боткина, Е.И. Маковского, Е.Д. Тюрина, К.Т. Солдатенкова, А.И. Хлудова) В.А. Кокорев создает свою картинную галерею. Но, просуществовав всего несколько лет, он была на долгие годы забыта, и интерес к ней возрождается только в конце ХХ века.

Ряд исследователей, на основе изданного еще при жизни В.А. Кокорева каталога, привлек вопрос реконструкции состава коллекции. Однако архитектурному решению пространства музея и значению этого опыта в развитии музейного строительства и музейной практики в целом, внимание до сих пор не уделялось. Также не исследовался вопрос реконструкции точного месторасположения галереи. В настоящем сообщении автор ставит своей целью восполнить этот пробел. На основе карт в данном исследовании сделано предположение о местонахождении галереи в Хохловском переулке, общей форме здания и времени строительства.

Исследование музейной практики середины XIX века, воспоминаний современников и сведений о путешествиях В.А. Кокорева, позволяет выяснить характер ближайших прототипов здания галереи, к которым можно отнести Дрезденскую галерею и Пинакотеку в Мюнхене. Наличие у В.А. Кокорева помощника из музейной среды, которым, по нашему предположению, мог быть сотрудник Эрмитажа — А.О. Корицкий, также способствовало грамотной систематизации и развеске произведений.

Правила посещения галереи, носившие новаторский характер, также не стали до сих пор предметом анализа искусствоведов. В середине XIX века организаторы государственных и частных музеев, каждый для своего собственно учреждения, решают вопрос доступности музея. В.А. Кокорев находит для этого современное и практичное решение, установив не сословные ограничения, а плату за вход.

Одновременно он фактически превратил свою галерею в общедоступный культурный центр с лекторием, выступлениями Ф.М. Достоевского, А.Н. Островского, А.Н. Плещеева и даже своеобразным «музейным кафе», что выделяет ее на общем фоне музейной практики, как отечественной, так и европейской.

Таким образом, рассмотрение картинной галереи В.А. Кокорева в контексте времени и музейной практики, позволяет охарактеризовать ее специфическую организацию и поразительную новационность организационного решения. Галерея Кокорева явилась уникальным примером не только подхода к собиранию картин, но и организации музейного здания, а также создания музея как культурно-исторического и просветительского комплекса

искусство XIX века, картинная галерея, частное коллекционирование, музей XIX века, музейная архитектура

19th century art, private collection, museum architecture, art gallery, 19th-century museum