ТИМАШОВА СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА (Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация). Проблема классификации портретов в русском костюме последней трети XVIII — первой трети XIX в.
SVETLANA TIMASHOVA (Saint Petersburg State University, Russian Federation). Portraits in Russian Dress of the Last Third of the 18th — the First Third of the 19th Century. The Problem of Classification
В докладе исследуются особенности репрезентации модели в национальном русском костюме в портретах рубежа XVIII–XIX веков, которые до сегодняшнего дня остаются недостаточно изученными. В портретах представителей разных слоёв общества в сарафанах и кокошниках, при внешнем сходстве отдельных элементов одежды, внутреннее содержание изображения зависит от множества факторов, выявление которых способствует верной интерпретации образа. Автором была предпринята попытка определить значение костюма модели в определённой культурной среде и конкретной исторической эпохе, для этого сформулирован ряд вопросов: каковы были особенности нарядов представителей разных сословий; каково было назначение костюма портретируемого (повседневная, церемониальная, маскарадная одежда); какую роль выполняют атрибуты, изображённые в портрете, в репрезентации модели. В данном контексте женский национальный наряд представлялся наиболее показательным материалом.
Для ответа на поставленные вопросы было собрано более 70 портретов последней трети XVIII — первой трети XIX века, находящихся в музеях и частных коллекциях России, Европы и США. Основываясь на изучении текстовых источников и изобразительных материалов, обстоятельств заказа и истории бытования произведений, выявленных предшествующими исследователями, автор классифицирует изображения по следующим признакам: сословная и профессиональная принадлежность модели, время и место создания, наличие в костюме модели элемента одежды обрядового значения, который мог использоваться как в народных обрядах, так и в придворных празднествах. Автор отмечает активное взаимодействие европейской и русской культур, имевшее место в период рубежа XVIII–XIX в. Это проявлялось во многих сферах жизни: в искусстве (живопись, театр), политике (династические браки) и манере одеваться. В работе в том числе анализируются портреты, созданные в 1814–1818 годы в Великобритании, Франции и Пруссии иностранными художниками, изображающие модель в платье в русском стиле. Исследуется проявление модной тенденции «à la russe» и интерпретация европейскими мастерами русского сарафана.
В ходе исследования были выявлены лакуны в вопросе изучения внешнего вида придворного платья конца XVIII — начала XIX века. Важной представляется проблема классификации портретов дворянок в русском платье в виду отсутствия информации об обстоятельствах создания произведений и малоизученности придворных костюмов екатерининских времён. Полученные в ходе исследования выводы, а также собранные в единый каталог произведения искусства позволяют глубже проанализировать проблему национальной самоидентификации жителей Российской империи в пространстве изобразительного искусства в конце XVIII — начале XIX веков.
портрет, придворный костюм, русский костюм, купеческий портрет, самоидентификация, классификация портретов, русское искусство, европейское искусство
portrait, court dress, national costume, Russian dress, merchant’s portrait, self-identification, classification of the portraits, Russian art, European art