ДАВЫДОВА ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА (Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, Российская Федерация). Динамика изучения символизма: российский опыт в контексте европейской традиции

OLGA DAVYDOVA (Research Institute of Theory and History of Fine Arts of the Russian Academy of Arts, Russian Federation). The Dynamics of the Study of Symbolism: Russian Experience in the Context of Western European Tradition

Символизм, как одно из доминирующих направлений в искусстве эпохи модерна, пережил несколько этапов отношения к нему в творческой и научной практике XX–XXI столетий: от отрицания, высмеивания до приятия и страстного увлечения. Несмотря на то, что обстоятельства изучения символизма в разных странах были неодинаковыми, определенные трудности в исследовании сложной по своей природе проблематики символизма возникали не только в отечественном искусствознании, но и в западноевропейском. Одна из главных причин неоднозначного отношения к символизму прежде всего крылась в том мощном духовном потенциале, который был заложен на уровне особого типа иррационально-поэтического мировоззрения, присущего ведущим представителям этого течения. Подобная специфика требовала выработки новых критериев научного анализа, зачастую расходившегося по своей методике с официальными идеологическими приоритетами эстетической мысли ХХ столетия. Все это создало особую драматическую фактуру развития в изучении символизма, панорама которого в докладе будет освещена на основе уникального опыта российских ученых по составлению библиографического указателя «Символизм в визуальном искусстве: середина XIX – первая треть XX века». Данный экспериментальный труд был осуществлен в 2019 году коллективом исследователей под руководством автора доклада в рамках плановой работы Государственного института искусствознания и межинститутской группы «Европейский символизм и модерн». В сущности, он стал первой попыткой систематизации литературы научно-исследовательского и источниковедческого характера, опубликованной более чем за столетний период изучения символизма в визуальных областях творчества (изобразительное искусство, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство; отчасти затронуты театр, фотография, кино). Положенный в основу концепции искусствоведческий принцип отбора библиографических экземпляров на настоящем этапе позволяет взглянуть на процесс освоения творческой судьбы символизма с точки зрения истории и теории искусства в мировом масштабе, выявляя глобальную ситуацию в области достигнутых результатов по изучению символизма, акцентируя содержательный и тематический диапазон проблем, волновавших исследователей в разных странах. Беспрецедентно большой диапазон стран (22), библиографический список к каждой из которых дан в сопровождении емкой авторской аннотации; современный междисциплинарный подход к построению композиции позволяют с новой силой актуализировать интерес не только к искусству символизма, но и к проблемам профессиональных методологических поисков в области искусствознания.   

История и теория искусства, русское и западноевропейское искусство конца XIX – начала XX века, символизм, модерн, Fin de siècle, проблемы изучения художественных направлений, историография,библиография

history and theory of art, Russian and Western European art of the late 19th– early 20th century, Symbolism, art nouveau, fin de siècle, Silver Age, Modernism, problems of studying artistic movements, historiography, bibliography