ЕФИМОВА ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Российская Федерация). Жак Андруэ-Дюсерсо в зеркале искусствоведческой критики

ELENA EFIMOVA (Lomonosov Moscow State University, Russian Federation). Jacques Androuet du Cerceau in the Mirror of Art Criticism

Жак Андруэ-Дюсерсо Старший (1511-1585?) – французский архитектор, рисовальщик и гравер – является одной из самых загадочных и дискуссионных фигур в истории европейского Ренессанса. Несмотря на то, что первые оценки его творчества были даны уже его современниками, и с конца XVIII в. он прочно вошел в пантеон ведущих архитекторов французского Возрождения, о нем не сохранилось почти никакой достоверной информации. В точности неизвестно ни его происхождение, ни гуманистическое и профессиональное образование, ни этапы его творческой биографии, ни даже его конкретная художественная специальность. Мы не знаем, был ли он реальным или «бумажным» архитектором, исполнял ли он свои рисунки и гравюры сам, или же выступал организатором и продюсером большой мастерской, являлся ли он творцом своих архитектурных идей или же был всего лишь добросовестным копиистом и интерпретатором чужих проектов. Это оставляет широкое поле для научных гипотез, авторы которых зачастую рисуют портрет ренессансного мастера, исходя из своих собственных идей и предположений, в которых как в зеркале отражается общее понимание проблем Ренессанса тем или иным исследователем, научной школой или эпохой. Именно поэтому фигура Дюсерсо и отдельные детали его творческой биографии и по сей день остаются камнем преткновения и предметом ожесточенных научных дискуссий.

В своем докладе мы намерены осветить основные этапы этой полемики, начало которой было положено еще в конце XVIII в. А. Дезайе д’Аржанвилем, а затем продолжено столетием спустя Г. фон Геймюллером. Они сформировали «классическую» концепцию интерпретации творчества Дюсерсо как ренессансного мастера, которая ставит основной акцент на его связях с Италией и восприятии им идей классического Возрождения, нашедших свое выражение в его архитектурных проектах и теоретических трудах. Современный этап изучения творчества Дюсерсо начался исследованиями Д. Томсона 1970-90-х гг., в которых тот высказал ряд критических замечаний и парадоксальных гипотез, опровергающих сложившиеся взгляды на творчество Дюсерсо. Полностью пересмотрев его творческую биографию, он перенес основной акцент на его поздние произведения, в которых он подчеркивал маньеристическую составляющую в противовес классической и находил проявление национальных черт французского Ренессанса взамен влияния итальянских образцов. Эти идеи были подхвачены, развиты и продолжены большой группой исследователей (Ж. Гийомом, П. Фюрингом, Фр. Будон, Кл. Миньо, М. Шатне, К. де Йонге, Х. Гюнтером), которые опубликовали в 2010 г. монументальный совместный труд, посвященный Дюсерсо. Несмотря на множество важных наблюдений и открытий, проясняющих процесс творческого формирования Дюсерсо (К. де Йонге, С. Фроммель), характер его теоретического мышления (М. Шатне), его реальную практическую деятельность (К. Миньо), в этой монографии был высказан ряд ошибочных предположений, сформировавших основную гипотезу, входящую в противоречие не только с прошлыми научными концепциями, но и с доказанными фактами. Это стало очевидным в 2011 г. после публикации новых документов, касающихся биографии Дюсерсо, опровергающих выдвинутую концепцию. После этого исследования зашли в тупик – невозможно стало двигаться дальше, не разрешив тех противоречий, которые образовались между выдвинутой концепцией и вновь открытыми фактами. Мы намерены предложить в своем докладе пути разрешения этого кризиса, которые лежат, на наш взгляд, в частичном возврате к классической гипотезе и пересмотре на ее основании новых положений.

Жак Андруэ-Дюсерсо Старший, творческая биография, классические источники, итальянское влияние, атрибуция рисунков и гравюр

Jacques Androuet du Cerceau the Elder, creative biography, classic sources, Italian influence, attribution of drawings and prints