МУСИНА РЕНАТА ИЛЬДАРОВНА (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Российская Федерация). Композиция церковного фасада в архитектуре раннего венецианского Возрождения: постановка проблемы

RENATA MUSINA (Lomonosov Moscow State University, Russian Federation). Façade Compositions of the Early Renaissance Venetian Churches: Stating the Problem

В истории архитектуры раннего итальянского Возрождения Венеция всегда занимала особенное, но незаслуженно маргинальное место. Несмотря на яркие монографии Дж. МакЭндрю [1980] и Р. Либермана [1982], появившиеся в период наиболее острого интереса к венецианской архитектуре XV века, она до сих пор остается в тени гения Палладио. Однако до строгих классицизирующих фасадных решений в церквях Сан Джакомо Маджоре и Иль Реденторе, а также влиятельных графических образцов Серлио, в венецианской архитектуре было разработано изящное и лаконичное решение церковного фасада, в основу которого были положены представления о классическом ордере. Трёхлопастная (trilobe) схема, имеющая готическое происхождение, но перерожденная в антикизирующих формах в фасаде церкви Сан Микеле ин Изола, стала настолько распространенной, что определила архитектурную повестку не только в самой Венеции второй половины XV века – первой трети XVI века, но и в её сфере влияния – Далмации. Обращение к этой проблематике мы считаем необходимым ввиду отсутствия концептуального осмысления данных, собранных предшественниками.

Не будет преувеличением сказать, что фасад церкви Сан Микеле ин Изола, построенный по проекту Мауро Кодусси, — это первый пример ренессансного церковного фасада в Венеции. Однако, с этим фасадом связано множество частных непроясненных вопросов; и мы ставим перед собой цель обратиться к некоторым из них, а именно попытаться определить круг возможных источников и прочих факторов, определивших его форму, охарактеризовать роль этого памятника в перспективе венецианской архитектуры раннего Возрождения и его место в общем архитектурном контексте Венеции во второй половине XV века.

Необходимо заметить, что оформление фасада в архитектуре Венеции — это самостоятельная художественная задача, вызванная к жизни самой планировкой города: зыбкими зеркалами лагун и каналов, небольшими campo, дающими возможность обозреть здание, прячущееся среди тесных улиц города. Новые ренессансные принципы декорации привнесли в прежде однообразный облик города, выстроенного из кирпича, живописные акценты полихромной облицовки. Хотя и прежде, начиная с фасада собора Сан Марко, эти принципы формируют особое венецианское отношение к архитектуре, именно в творчестве Кодусси они впервые обретают художественное осмысление. Внутренняя классичность стиля мастера и его рациональный подход к проектированию фасада позволяют нам видеть в нём ключевую фигуру венецианской раннеренессансной архитектуры, наравне с Л. Б. Альберти участвующую в разработке композиции ренессансного фасада.

архитектура раннего Возрождения в Венеции, Мауро Кодусси, трёхлопастной фасад, композиция фасада

Early Renaissance architecture in Venice, Mauro Codussi, trilobe façade, façade composition