ХОЛЕВ РОМАН РУСЛАНОВИЧ (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Российская Федерация). «Юноша с алебардой» Якопо Понтормо как портрет Козимо I Медичи: новые аргументы в историографическом споре

ROMAN KHOLEV (Lomonosov Moscow State University, Russian Federation). Pontormo’s Portrait of a Halberdier as a Portrait of Cosimo I de’ Medici: New Arguments of Identification

 «Портрет алебардиста» кисти Якопо Понтормо, ныне хранящийся в коллекции музея Гетти, представляет собой одно из наиболее обсуждаемых в научной литературе произведений художника. Дискуссия, ведущаяся на протяжении второй половины XX века и не затихающая в последние десятилетия, касается идентификации модели и даты создания портрета. Исследователи придерживаются двух точек зрения относительно личности, запечатленной на портрете Понтормо. Согласно одной версии, впервые высказанной Куртом Форстером, художник изобразил молодого герцога Козимо I Медичи, что относит дату создания портрета к концу 1530-х годов. Согласно второй версии, выдвинутой Элизабет Кроппер, на портрете изображен Франческо Гварди, один из участников обороны Флоренции против испанских войск, поддерживавших Медичи; это сдвигает датировку портрета на десятилетие назад (1529-1530) и придает портрету выраженный анти-медичейский окрас.

 Идентификация модели на портрете Понтормо имеет большое значение для анализа портретного образа Козимо I; если принять точку зрения Форстера, работа Понтормо является первым живописным изображением герцога после его прихода к власти во Флоренции и победы в битве при Монтемурло (1537). Настоящее исследование предлагает осветить различные способы идентификации модели на портрете Понтормо, включающие в себя формально-стилистический, иконологический и даже анатомический анализ , и представить новый подход, позволяющий определить личность на портрете как молодого Козимо I. В основу нашего доказательства легло сопоставление «Портрета алебардиста» с многочисленными изображениями Козимо кисти Аньоло Бронзино, придворного живописца флорентийского герцога и ученика Понтормо. Анализ многочисленных портретов делает хорошо заметным анатомическую особенность – страбизм Козимо; умело замаскированный художником, он тем не менее характерен и для модели на портрете Понтормо.

Наш подход, сочетание типологического анализа флорентийского портрета 1530-х годов и методов предшествующих исследователей, заставил нас также обратить внимание на два других портрета – «Портрет молодого человека в красной шапке» работы Понтормо (частная коллекция) и «Портрет молодого человека с книгой» кисти Бронзино (Музей Метрополитен), которые также могут представлять собой изображения молодого герцога Козимо.

Козимо I Медичи, Якопо Понтормо, Аньоло Бронзино, портрет, Флорентийское герцогство

Cosimo I de’ Medici, Jacopo Pontormo, Agnolo Bronzino, portrait, Florentine Duchy