НАЗАРОВА ОЛЬГА АЛЕКСЕЕВНА, ГАЙНУЛЛИНА РЕГИНА РАВИЛЬЕВНА (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российская Федерация). О смысле и назначении картины Париса Бордоне «Явление Сивиллы императору Августу»

OLGA NAZAROVA, REGINA GAYNULLINA (The National Research University Higher School of Economics, Russian Federation). On Meaning and Function of the Apparition of the Sybil to Caesar Augustus by Paris Bordone

До настоящего времени картина «Явление Сивиллы императору Августу» Париса Бордоне из ГМИИ им А. С. Пушкина рассматривалась, главным образом, с позиций формально-стилистического анализа в рамках творчества художника или с точки зрения визуальных источников ее архитектурных мотивов. Несмотря на обширную историю изучения картины, попытки выявить ее смыслы и значения, а также предположительную функцию предпринимались лишь эпизодически. Однако большие размеры картины, светский характер ее формата, необычное соотношение фигурной группы и архитектурной декорации, а также масштабность изображаемой архитектуры заставляют предполагать значительного заказчика и важный повод для ее создания.

Для выдвижения гипотезы в отношении обстоятельств создания этой картины в докладе будет проведен иконографический анализ как самого сюжета «Явления Сивиллы императору Август», так и обрамляющей его архитектурной декорации. Иконографический анализ свидетельствует о светской трактовке изначально религиозного сюжета, а также выявляет связи архитектурного декора картины с ренессансной традицией временных декораций для придворных праздников и триумфов правителей. Эти особенности позволяют отнести картину Париса Бордоне к особому жанру живописных произведений, который получил распространение при дворах Европы во второй половине XVI века. К нему принадлежат крупноформатные станковые работы на исторические или религиозные сюжеты, представленные на фоне антикизирующей архитектурной ведуты. Согласно последним исследованиям, они, как правило, транслировали актуальные политические смыслы своего времени. Анализ картины Бордоне в контексте этого круга работ проясняет её иконографическую программу, а сопоставление этой программы с данными о провенансе картины и историческими свидетельствами о художнике и его работах позволяет связать «Явление Сивиллы Августу» с конкретными историческими личностями и событиями, а также выдвинуть предположение об обстоятельствах ее создания.

Парис Бордоне, социальная история искусства, Явление Сивиллы императору Августу, архитектурная перспектива Возрождения, имперская иконография Возрождения, репрезентация власти, триумфальные въезды

Paris Bordone, social history of art, Apparition of the Sybil to Emperor Augustus, Renaissance architectural perspective, imperial iconography, representation of power, triumphal entries