КУПЦОВА ЗОЯ ВЛАДИМИРОВНА (Государственный Эрмитаж, Российская Федерация). «Presentation Drawings» Микеланджело как иконографический источник для некоторых произведений в собрании Государственного Эрмитажа

ZOYA KUPTSOVA (The State Hermitage Museum, Russian Federation). “Presentation drawings” Микеланджело как иконографический источник для некоторых произведений в собрании Государственного Эрмитажа

Тема доклада связана с рисунками Микеланджело 1530-х годов, которые создавались мастером в качестве подарка или своеобразного «наставления». Графические листы 1532-1533 гг на светскую тематику: «Сон», «Похищение Ганимеда», «Падение Фаэтона», исполнены в дар Томмазо де’Кавальери. Они связаны с рассуждениями на тему неоплатонической любви и служили своего рода учебным пособием по рисованию для римского аристократа, связанного с художником дружбой и преклонением перед его талантом. Графические композиции «Распятие Христа», «Оплакивание», «Христос и самаритянка» были откликом на беседы с маркизой Витторией Колонна, близким другом скульптора, которого она познакомила с участниками т.н. общества религиозных мыслителей spirituali. Став зрительным воплощением религиозного переживания, графические композиции Микеланджело отразили сложный процесс назревающего раскола внутри движения Контрреформации. Детально проработанные рисунки получили широкое признание среди коллекционеров и мастеров XVI столетия. Их популярность привела к появлению разнообразных копий, реплик и работ, созданных по мотивам произведений великого мастера. Спор об авторстве некоторых произведений актуален и сегодня. Специалисты по-прежнему рассуждают - создал ли Микеланджело помимо этих рисунков живописные работы или большую их часть выполнил его последователь Марчелло Венусти. Как могли рисунки, предназначенные в качестве личного подарка, оказаться в распоряжении художников для создания копий, как, например, листы Джулио Кловио. Подобная проблематика нашла отражение также в коллекции Государственного Эрмитажа. Речь пойдет о произведениях разных жанров: живописные копии итальянских и нидерландских мастеров, гравюры и бронзовые плакетки.

Микеланджело, Виттория Колонна, Томмазо Кавальери, Ганимед, Оплакивание, рисунки, живопись XVI века, Рим, Эрмитаж

Michelangelo, Vittoria Colonna, Tommaso Cavalieri, Ganimede, Pieta, presentation dravings, 16th-century painting, Rome, Hermitage