ЛОПУХОВА МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Российская Федерация). Гротесковый орнамент в Италии на рубеже XV–XVI вв.: историография и история

MARINA LOPUKHOVA (Lomonosov Moscow State University, Russian Federation). The Grotesque in Italy at the Turn of the 15th Century: Historiography and History

Гротеск – излюбленная форма орнамента эпохи Возрождения, заимствованная из репертуара античного искусства. Вновь открытый в 1480-е гг. благодаря раскопкам в Золотом доме Нерона в Риме, он стремительно набрал популярность в живописи, а затем и в скульптуре благодаря гибкости декоративной ""формулы"", которая позволяла вплетать в орнамент именно те символические предметы или фигуры, которые имели программное значение для того или иного ансамбля, и одновременно - осваивать богатейший словарь декоративного языка древности. Первоначально игравший роль рамы, разделительного элемента, украшения иллюзорной архитектуры, к 1510-м гг. он свободно выплеснулся на стену, став элементом, образующим композицию.

В докладе будет предпринята попытка систематизировать новейшую историографию феномена от основополагающего текста А. Шастеля (1988) до суммирующего исследования Ф. Мореля (2011), конкретизировать исследовательскую оптику и контекст, в котором гротеск рассматривался. Параллельно мы проследим эволюцию функции гротескового орнамента в итальянском искусстве на протяжении 1480-1510-х гг., от сугубо орнаментального элемента к семантически значимому и обратно, и продемонстрируем черты «гротескового мышления» в творчестве художников этого периода.

Символико-содержательная функция гротеска будет рассмотрена на примере некоторых памятников монументальной живописи последних десятилетий XV века и скульптурных ансамблей начала XVI века, выполненных преимущественно флорентийскими мастерами. Основной акцент будет сделан на ансамблях, заказчиком которых выступил Оливьеро Карафа: его капелле в римской церкви Санта Мария сопра Минерва, расписанной Филиппино Липпи (1488-1493), и крипте собора в Неаполе, спроектированной Томмазо Мальвито (1498-1506).

гротеск, Филиппино Липпи, Томмазо Мальвито, Рафаэль, Бернардино Пинтуриккьо, Лука Синьорелли, итальянская живопись, Возрождение

grotesque, Filippino Lippi, Tommaso Malvito, Raphael, Bernardino Pinturicchio, Luca Signorelli, Italian painting, Renaissance