СОБОЛЕВА МАРГАРИТА ЕВГЕНЬЕВНА (Филиал «Ризница Троице-Сергиевой Лавры» Сергиево Посадский государственный историко-художественный музей заповедник, Российская Федерация). К вопросу о лицевых рукописях XVIII в.: искусство или ремесло?

MARGARITA SOBOLEVA (The Sergiev-Posad State History and Art Museum-Preserve, Russian Federation). The Question of the Illuminated Manuscripts of the 18th Century: Art or Craft

За последние десятилетия значительно возросла актуальность изучения церковного искусства XVIII в., на протяжении длительного времени редко входившего в круг научных интересов исследователей как древнерусского искусства, так и периода Нового времени. Тем не менее многочисленные лицевые рукописи этого периода и сегодня остаются вне контекста изучения общих историко-культурных традиций.

Это не означает полного отсутствия исследований, посвященных данной теме, однако чаще всего их можно разделить на три основные группы: старообрядческая культура, певческие книги и эсхатологические сборники. На периферии оказываются немногочисленные работы, посвященные иллюстрации житий. Исследования не отрицают оригинальности оформление книги синодального периода, но, в большинстве своем, носят обобщающий характер, указывая на многочисленные особенности художественного и декоративного оформления рукописей, выявляя в них подражательную основу древнерусской традиции или же полностью противопоставляя общему развитию искусства столетия.

В рукописных собраниях хранится множество лицевых рукописей XVIII в., описание которых сводится к фразе: «миниатюры очеркового характера грубой раскраски». Однако подобная характеристика не всегда соответствует действительности. В ходе доклада нам бы хотелось показать, что книжники XVIII столетия не были лишены оригинальности, тонкого художественного вкуса и умения создавать нечто новое. Аргументом в пользу такого утверждения может стать комплекс лицевых рукописей Жития Александра Свирского, состоящий из трех списков 1750–1780 гг. Каждая из них, используя общий иллюстративный материал, отличается собственной, неповторимой манерой изображения. Немалый интерес представляет как сам комплекс миниатюр рукописей, не имеющий древнерусского протографа и, возможно, созданный в первой половине XVIII в., так и художественно-стилистические особенности миниатюр каждой из них.

Несмотря на кажущееся единство, рукописи представляют собой ценные памятники книжного искусства XVIII в. Их значимость проявляется как в самобытной манере их оформления, так и в возможном наличии гравированных образцов или же в личной инициативе писца, создающего совершенно новую версия привычного текста и прибегающего к помощи постороннего изобразительного материала.

искусство XVIII в., Синодальный период, агиография, лицевые рукописи, книжная миниатюра, Житие Александра Свирского

Synodical period, Life of St. Alexander Svirsky, hagiography, illuminated manuscripts, miniatures